Роль руководителя в системе управления библиотекой
Роль руководителя в принятии решений многоплановы и охватывают широкий круг проблем, начиная с планирования собственного времени и кончая прогнозированием перспектив развития библиотеки. Если директор берет на себя роль инициатора инновационных процессов в библиотеке, то он изыскивает возможности внутри самой библиотеки и за ее пределами, разрабатывает и модернизирует проекты по совершенствованию деятельности. В случае, когда руководитель берет на себя ответственность за корректировку действий, для него важна роль человека, устраняющего помехи в избранном курсе [27, с. 149].
Для наиболее эффективной работы в Красненской районной библиотеке существует вертикальная система управления [см. прил. №1].
Руководитель в системе управления библиотекой - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам библиотечной деятельности.
К современному руководителю предъявляются в первую очередь требования высокого профессионализма и компетентности и именно в области управления. Недостаточно быть специалистом библиотечного дела. Необходимо знать закономерности и принципы управления, теорию и практику современного менеджмента, теорию организации и методы моделирования организационных структур функционирования библиотеки, формы и методы мотивации целенаправленного поведения людей в процессе библиотечного труда, современные парадигмы мотивационного управления, системный подход к проектированию маркетинговых структур в библиотеке, методы комплексного анализа библиотечной деятельности [58, с. 19].
Деятельность современного руководителя библиотекой осуществляется в социально-психологическом, организационном, правовом экономическом направлениях, каждое из которых требует совокупности основательных знаний и умений.
Стиль руководителя, его личностные качества мы определяли, применив тест «Определение стиля руководителя». Основу методики тестирования составили разработки Л.П. Калининского и А. Л. Журавлева. Тестирование проводилось в марте 2012 года, среди работников Центральной районной библиотеке и центральной детской библиотеке [см.прил.№ 2].
Объект исследования - новая модель управленческой деятельности руководителя.
Предмет исследования - стиль руководителя как лидера новой модели в системе управления.
Цель исследования - определить стиль руководителя в системе управления и его роль в оптимизации библиотеки.
Данное исследование можно отнести к разряду «активных исследований», то есть таких, в которых не только ставится задача получить информацию по конкретным вопросам, но и узнать мнение сотрудников Центральных библиотек о качестве управления лидера. Именно такой подход представляется нам наиболее адекватным с точки зрения задачи данного исследования.
В тестирование предлагалось несколько вариантов характеристики руководителя. Респондентам необходимо было выбрать тот вариант ответа, который больше всего соответствует характеру руководителя. Заполнение тестов не вызывало затруднений.
При анализе тестов и подсчете ответов, стало видно, что преобладает Коллегиальный компонент К=113. К данному типу относятся - требовательность и контроль которые сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения, компонент, который по мнению сотрудников Красненской районной библиотеки наиболее подходит к стилю руководителя в новой модели системы управления.