Роль руководителя в системе управления библиотекой
Необходимо начать руководить человеческими ресурсами, а именно - направлять, развивать людей. И продолжать развиваться сами. Одно из главных требований к современному руководителю - наличие разумных личностных ценностей. Именно они определяют все поведение менеджера и диктуют выбор правильных, однозначных решений. Руководитель, которому не ясны его собственные личностные ценности, не имеет твердой базы для действий, склонен к принятию спонтанных решений, поэтому каждому менеджеру важно и целесообразно определить и выработать главные ценностные установки. Основой для этого служит уверенная и активная жизнедеятельная позиция, положительное и открытое отношение к окружающим.
Следующее необходимое качество - способность ставить четкие личные цели. Именно они позволяют выработать критерии, по которым руководитель может судить о важности того, что он делает, убедиться в правильности выбранного пути [3, c.75].
Современный руководитель в системе управления библиотекой выполняет следующие функции: управленческие, неуправленческие, налаживание межличностных отношений, информационные, принятие решений и многие другие.
Для выполнения этих функций к современному руководителю предъявляются в первую очередь требования высокого профессионализма и компетентности именно в области управления. В настоящее время менеджеры обладают следующими профессиональными качествами: высокая способность к саморазвитию, решение проблем, творческие способности, умение влиять на окружающих, создание дружного, сплоченного коллектива и т.д.
Так же руководитель обладает следующими личностными качествами: уметь управлять собой, определять цели, умение формировать коллектив, иметь личные установки, характеризующие ответственность и принципиальность руководителя и в высшей степени его авторитет и влиятельность.
Современный руководитель - это профессионал, который с оптимизмом оценивает будущее библиотеки, умеет находить рациональные пути выхода из самых трудных ситуаций [27, с.147].
Требования предъявляются сегодня к руководителю 21 века.
· мудрость;
· открытость в общении;
· умение слушать;
· грамотное построение коммуникаций;
· управление потоками информации;
· эффективное делегирование (полномочий и ответственности), предоставляя сотрудникам больше самостоятельности;
· переход от контроля к управлению эффективностью труда;
· мотивация, учитывающая различия поколений, приоритетов и индивидуальных потребностей (дифференцированный подход);
· гибкое обучение, индивидуальные возможности;
· использование новых технологий в разных областях деятельности;
· глобальное мышление;
· использование Успеха (сосредоточить внимание на возможностях, изучать свой и чужой опыт, уроки истории).
Значительную часть лидерства составляют обучение и помощь другим в самосовершенствовании, раскрытии потенциала. Сегодня как никогда надо уважать уникальность каждой личности, строить и поддерживать партнерские отношения и сотрудничество, создавать Возможности, быть лидером перемен (строить будущее).
Необходимо начать руководить человеческими ресурсами, а именно - направлять, развивать людей. И продолжать развиваться сами. Руководителю необходимо помнить, «чтобы оставаться на месте, нужно все время бежать вперед».
Работа руководителя предполагает высокую способность к самообразованию. Современный руководитель, будь то директор крупной библиотеки и заведующий сельским филиалом сможет эффективно выполнять свои управленческие функции лишь при условии постоянного внутреннего обучения повышения квалификации в той или иной форме.