Анализ производственно-коммерческой деятельности предприятия и политики его развития
На этапе зрелости продукта ОАО «ЭНЭФ» стремится сохранить свои сравнительные конкурентные преимущества, особенности, соответствующие имиджу своей торговой марки. Темпы роста емкости рынка и соответственно спроса замедляются. Объемы продаж растут стабильно, но невысокими темпами. Проникновение на рынок новых фирм продолжается. Конкуренция достигает максимума. Стратегия маркетинга нацелена на массового потребителя со средними доходами.
На данном этапе важно добиться роста потребления существующих товаров, а также направить управление качеством товаров на улучшение их функциональных характеристик (надежность, экономичность и пр.), улучшение свойств, (часто путем модернизации, т.е. придания дополнительных свойств, расширяющих область применения), совершенствование дизайна для усиления привлекательности предложения.
На рынке высококачественных энергосберегающей и экологичной светотеники в Республике Беларусь этот этап еще не наступил, и в результате финансового кризиса его наступление будет еще более отсрочено. В случае классического сценария развития ситуации на рынке доминирующее положение на нем должны занять наши производители (в том числе и самых известных импортных марок).
На этапе спада одновременно сжимается емкость рынка, снижаются объемы продаж и норма прибыли. Здесь на первое место выходит проблема управления ассортиментом. Компаниям-производителям предстоит принимать решения о судьбе товара.
Сравнительный анализ этапов жизненного цикла товаров ОАО «ЭНЭФ» приведен в табл. 2.2.
Таблица 2.2 - Сравнительные характеристики товарной политики на различных стадиях жизненного цикла товаров ОАО «ЭНЭФ»
Характеристика |
Этап жизненного цикла товара | ||||
Разработка (выбор) |
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
Падение | |
Цели и стратегия товарной политики |
Определение неудовлетворен-ной потребности, изучение нужд и запросов потребителей. Поиск ниши рынка |
Формирование рынка для продукта и построение сбытовой сети для целевого сегмента. |
Рост объемов продаж. Вхождение на другие сегменты рынка. Расширение ассортимента. Ориентация на более мас-совый рынок |
Рост оборотов. Особое внимание имиджу торговой марки. Ориентация на все сегменты рынка |
Сокращение объемов и определение вариантов реструкту-ризации ассортимента. Поиск прототипа для базовой модели |
Емкость рынка и динамика сбыта |
Потенциальные |
Некоторый рост |
Быстрый рост |
Стабилизация или незначитель-ный рост |
Сокращение |
Конкуренция |
Отсутствует |
Незначитель-ная |
Заметная |
Сильная |
Слабеющая |
Масса прибыли |
Отрицательная |
На уровне точки безубыточ-ности |
Быстро возрастающая |
Стабильная или слабо возрастаю-щая |
Сокращающаяся |
Норма прибыли |
Лимиты бюджетов |
Низкая |
Высокая |
Стабильная, или постепенно снижающаяся |
Падающая |