Анализ производственно-коммерческой деятельности предприятия и политики его развития
по срокам исполнения: оперативно-календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные, стратегические;
по назначению: производственные, коммерческие, планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие, планы по труду, заработной плате, социальному обеспечению персонала, подготовки и повышения квалификации кадров;
по уровням управления: общезаводской, цеховой; планы работ структурных подразделений.
ОАО «ЭНЭФ» разрабатывает бизнес-план для текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности, возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств.
ОАО «ЭНЭФ» использует следующие методы планирования:
балансовый - баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс и др.;
нормативный - в процессе планирования используется целая система нормативов и норм. Это нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, нормы численности, трудоемкости, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, запасы сырья, нормативы организации производственного процесса, материалов и топлива, финансовые нормативы и др.
Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты и др.
Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов.
Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.
Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.
Рассмотрим стратегии предприятия на различных этапах жизненного цикла фирмы.
На этапе внедрения продукта задачей ОАО «ЭНЭФ» выступает формирование рынка для нового продукта. Темп роста продаж низкий и зависит от степени новизны продукта, от того, насколько его желает приобретать потребитель. Увеличению объемов продаж способствует модификации продукта в соответствии с пожеланиями первых потребителей. На данном этапе круг потребителей шире - это новаторы и энтузиасты в использовании новых изделий. Товары ОАО «ЭНЭФ» на нашем рынке были изначально ориентированы на тех, кот остро нуждался в западных новинках как в своеобразном атрибуте западных стандартов потребления. Высокая цена была ценой престижного товара.
Более интенсивная работа с товаром начинается на этапе роста. Прежде всего - это дифференциация новинки. Новинкам придают дополнительные свойства, разрабатывают их новые модели, обеспечивают не только надлежащее качество, ориентированное на запросы потребителя в большей степени, чем этого достигают конкуренты.
На этапе роста продукта главным образом для ОАО «ЭНЭФ» является всемерное расширение сбыта и модификация продукта. Темпы роста продаж самые высокие, поскольку постоянно возрастает емкость рынка. Рынок становится высокоприбыльным и потому привлекательным для новых фирм-производителей. Норма прибыли возрастает. Потребитель готов платить дополнительно за более чуткое к себе отношение, за более полный учет его нужд и запросов, отраженный в наборе дополнительных услуг, улучшении сервисного обслуживания или комплектации. Цены на продукцию в целом имеют повышательную тенденцию вслед за изменением качественных параметров изделий и услуг.