Проблема способностей
Способности, по С.Л. Рубинштейну, представляют собой синтетическое образование личности, в основе которых лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.
Деятельность представляет собой основу развития способностей. Способности человека - это, прежде всего способности к труду, к обучению.
В последней своей работе С.Л. Рубинштейн выдвинул положение, которое гласит: «Вопрос о способностях должен бить слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях, вопросом об умственном развитии».
Развивая проблему способностей, Б.Г. Ананьев подчеркивает не только роль собственно психологического аспекта в них, не только реальную роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опита, но и связь способностей с личностью как психологическим образованием. Способности есть проявление творческого развития ума, а не просто накопление знаний. Б.Г. Ананьев считает, что образование способностей связано с развитием высших психических функций. Автор подчеркивает, что развитие способностей связано с развитием всей личности, ее характера. Он конкретизирует, что способности формируются в деятельности индивида, при этом считает, что в ходе деятельности создаются определенные способы организации психических процессов, которые сказываются и на росте способностей и характере человека. Б.Г. Ананьев прослеживает теснейшую связь способностей и характера. Разбирая вопрос о роли задатков в развитии способностей, он пишет о ток, что необходимо учитывать естественные способности личности, особенности работы мозга как определенные анатомо-физиологические предпосылки. По мнению Б.Г. Ананьева, в процессе деятельности задатки превращаются в способности, становятся ими.
В понимании способностей К.К. Платонов исходит из связи способностей со структурой личности. Он считает, что структура личности состоит из четырех подструктур. К.К. Платонов указывает, наряду с четырьмя подструктурами, еще на два общих качества личности, к которым относится характер и способности. Личность и способности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. От них зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.
В.А. Крутецкий, изучивший математические способности, подчеркивает, что в понимании способностей надо исходить из психических процессов. «Способности - это в том числе и индивидуальные особенности психических процессов - восприятие, внимание, память, воображение, мышление». Не надо полагать, что способности - это всегда особенности какой-то своеобразной категории, несводимые к особенностям восприятия, памяти, мышления. В тоже время автор предостерегает от сведения всех компонентов способностей только к индивидуальным особенностям психических процессов. Он выделяет в качестве компонентов способностей и более сложные индивидуально-психологические особенности, личностные образования, включающие эмоционально-волевые моменты, элементы отношения, сформированные применительно к данному виду деятельности. Например, к ним относится математическая направленность ума, под которой понимается своеобразное восприятие окружающего мира, выражающееся в стремлении математизировать явления окружающего мира, постоянно обращать вникание на математическую сторону явлений, всюду подмечать пространственные и количественные отношения, связи и функциональные зависимости.
Крутецкий В.А., рассматривая проблему о соответствии задатков и способностей, отмечает, что «задатки - это только одно из условий формирования способностей». Ни один человек, какими 6и благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. Основанием говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности, как отмечает Крутецкий В.А., служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижения.