Проблема способностей
Важен вопрос о природном генезисе способностей, об их связи с задатками, с индивидуально-типологическими способностями и предпосылками. Теплов категорически выступал против признания врожденности способностей и считал, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым относил задатки.
«Врожденными могут бить лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития».
В своих работах по проблеме способностей А.Н. Леонтьев последовательно проводит мысль о решающей роли социальных условий, воспитании в развитии способностей человека и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей.
«Все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений».
Процесс освоения мира является одновременно процессом формирования у людей специфических человеческих способностей. Овладение достижениями общественного развития «перевод» их в свои способности совершается через других людей, т.е. в процессе общения. По А.Н. Леонтьеву, биологически установленные свойства человека не определяют психических способностей. А.Н. Леонтьев справедливо подчеркивает роль общения, воспитания в присвоении достижений культуры для развития способностей. Однако в его концепции остается невыясненным вопрос: почему при правильном обучении и воспитании способности оказываются различными у разных людей? Представляется, что неодинаковость физических и анатомических особенностей служит условием и для различий в психической деятельности. Признание же различий в психической деятельности означает возможность развития индивидов в разном направлении.
В психологической литературе нередко встречаются определения, в которых понятия «способность» и «деятельность» фактически объясняются друг через друга.
Основанием при определении способностей является деятельность, а критерием, отличающим способности от другого выполнения деятельности - ее эффективность. Возникает проблема соотношения способностей и деятельности как различных понятий, как явлений, имеющих различную специфику.
Это индивидуально-психологическая особенность человека, обусловливающая возможность успеха в какой-либо деятельности, особенность, не сводящая к конкретным знаниям, отдельным навыкам, привычкам. От этих признаков он отделяет те, которые являются показателем уровня развития способностей. Сюда относятся успешный результат деятельности, оригинальность, самобытность при выполнении работы, степень преодоления неблагоприятных условий среды, быстрота овладения новыми знаниями и навыками. Таким образом, взаимосвязь понятий «способности» и «деятельность» может быть объяснена при помощи общепсихологического механизма взаимодействия основных категорий психологии, который такие находит свое подтверждение при определении других психологических понятий.
Так, В.Г. Асеев определяет профессиональную адаптацию как «приспособление человека к требованиям профессии с одной стороны, а с другой - как приспособление профессии (орудий, средств и условий труда) к требованиям и психофизиологическим возможностям человека».
Связь способностей с конкретным определенным видом профессиональной деятельности реализуется в отечественной психологии при решении задач профессионального отбора. Исследования развития способностей в том или ином конкретном виде деятельности находят свое отражение в работах о психологических особенностях различных групп способностей.
Вторым крупным направлением анализа способностей, наряду с деятельностным, является тенденция рассмотрения способностей через определенную связь с личностью, которая наиболее ярко представлена в трудах Рубинштейна, прежде всего в плане развития, формирование способностей, а позднее - в плане выявления их психологической структуры.