Проблема способностей
организаторский руководитель способность
Проблематика способностей, выявление их структуры, диагностики и развития лежит в основе целого ряда теорий и методов различных отраслей психологии, таких как общая, возрастная, педагогическая, дифференциальная, социальная психология, психофизиология, психология труда. Многоаспектность проблемы обусловливает комплексное изучение способностей на психофизиологическом, дифференциально-психологическом и социально-психологическом уровнях. Обращение к изучению способностей различными отраслями психологической науки понять способности как сложнейшее многокомпонентное психологическое образование, глубоко понять многопрофильный характер связей его с деятельностью человека, со всем его внутренний строем.
Исследования проблематики способностей условно можно разделить на несколько крупных направлений:
исследование наследственной детерминации способностей, в частности таланта, и связанная с ней проблема физиологических коррелятов способностей человека;
исследование развития способностей, взаимодействие средовых, в частности социальных детерминант и задатков в ходе развития (здесь же следует указать на проблему отношения обучения и развития способностей);
изучение структуры психических способностей человека, их связей с другими свойствами психики;
соотношение способностей с деятельностью, что непосредственно связано с проблемой развития способностей в индивидуальной деятельности;
диагностика способностей.
Вне зависимости от направления исследований в отечественной психологии три основные линии анализа способностей.
Выдвинутый С.А. Рубинштейном принцип единства сознания и деятельности и постановка вопроса о развитии способностей в деятельности исходят из представления о способностях как индивидуально-психологических качествах, отличающих одного человека от другого и проявляющихся в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности.
Б.К. Теплов в своем классическом определении способностей указывает на три признака, характеризующих понятие «способность».
Во-первых
, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности.
Во-вторых
, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих
, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности, необходимо отметить, что она может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность.
Мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данник человеком той или иной деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием является «одаренность», понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Однако одаренность еще не обеспечивает успеха в выполнении деятельности, а создает только возможность в его достижении. Само успешное выполнение деятельности зависит не только от одаренности, но и от овладения необходимыми навыками и умениями. Акцент на индивидуальных различиях между людьми по их способностям вовсе не означает отрицания возможности человека развить в себе «все общественно-необходимые свойства»