Характеристика внешней среды
Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством, которого контролируются внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
По уровню взаимодействия все факторы внешней среды можно классифицировать на 3 группы:
. Микросреда организации - представляет собой субъекты с которыми организация постоянно и непосредственно взаимодействует, и способна оказывать встречное воздействие.
К микросреде организации относятся:
– покупатели;
– конкуренты;
– поставщики (рынок ресурсов);
– партнёры;
– участники совместных проектов;
– контактная аудитория (СМИ, кредитные организации, консалтинговые компании).
Мезосреда организации представляет собой ближнюю зону макросреды и включает факторы, определяющие региональную и рыночную инфраструктуру.
Мезосреда предприятия включает:
– дорожные инфраструктуры;
– уровень развития торговли;
– уровень развития строительства в регионе;
– уровень развития культуры;
– уровень развития ЖКХ.
Макросреда организации - это факторы, с которыми организация не сталкивается на прямую, а они оказывают косвенное воздействие на неё.
Группы факторов: экономические, политические, правовые, научно-технические, социально-демографические, социально-культурные, природно-климатические, экологические факторы, международные факторы.
Одним из более распространённых инструментов изучения макросреды является PEST - анализ.
P (political) - политико-правовые факторы.
E (economical) - Экономические факторы.
S (social) - социокультурные факторы.
Т (technological) - технико-технологические факторы.
С целью проведения PEST-анализа строится матрица, в каждом квадранте которой указываются соответствующие внешние факторы, влияющие на бизнес.
Анализ проводится в разрезе отдельных групп факторов с количественной оценкой влияния и степени важности того или иного фактора для бизнеса.
Оценка влияния каждого фактора оценивается по шкале от -5 до +5.
Интегральная оценка учитывает степень важности фактора для деятельности организации, поэтому для каждого фактора помимо значения оценки влияния присваивается соответствующий вес, при этом суммированный вес факторов внутри групп равна 1.
Схема PEST - анализа приведена на рисунке 5.1
Рисунок 5.1 - Схема PEST - анализа
Проведем PEST-анализ фитнес-клуба ООО «Планета спорта и здоровья».
Таблица 5.1. PEST-анализ организации
Р (политико-правовые факторы) |
Вес |
Оценка |
Е (экономические факторы) |
Вес |
Оценка |
1. Правительственная политика 2. Государственное регулирование конкуренции 3. Ужесточение государственного контроля над деятельностью |
0,1 0,3 0,6 |
+2 +4 +5 |
1. Экономическая ситуация и тенденции 2. Динамика ставки рефинансирования 3. Уровень инфляции 4. Сезонность/влияние погоды 5. Платежеспособный спрос 6. Специфика бизнеса 7. Энергоносители 8. Транспорт 9. Коммуникации |
0,4 0,03 0,02 0,05 0,2 0,2 0,15 0,15 |
+5 +1 -1 +2 +4 +4 +1 +3 +3 |
S (Социокультурные факторы) |
Вес |
Оценка |
Т (технико-технологические факторы) |
Вес |
Оценка |
1. Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии 2. Представления СМИ 3. Реклама и связи с общественностью 4. Отношение к труду и отдыху |
0,1 0,3 0,3 0,3 |
+4 +5 +5 +5 |
1. Изменение и адаптация новых технологий 2. Потенциал инноваций 3. Доступ к технологиям, лицензирование, патенты |
0,15 0,15 0,7 |
+1 +1 +2 |