Отечественный и зарубежный опыт управлением грузоперевозками внутренних водных путей
Отсутствие должного внимания со стороны руководящих органов к проблемам водного транспорта и отечественного судостроения подтверждается и тем, что на выставке "Нева-97" не было стенда или сообщения о правительственных планах в рассматриваемом направлении. Ограничились только приветствием начальника Департамента Министерства экономики РФ г-на А. Книвеля, совершенно не известного основной массе специалистов. Наиболее полный и грамотный анализ коренного вопроса рассматриваемой проблемы - обеспечение необходимых инвестиций для развития отечественного водного транспорта -был дан в докладе "Финансирование строительства судов в России" директора-распорядителя компании "Industrial Development Corporation of Scandinavin A/S" г-на В.М. Петерсена из Дании, который предложил и практически реализует совместно с российской компанией "Petro-Russ Shipping" приемлемую для иностранных банков схему финансирования судов в России. По его оценке, можно говорить о потребности для России в 150 - 200 новых судов в год, что равноценно инвестициям в размере 2,5 -3,5 млрд. долл. США и потребует чрезвычайных шагов как в законодательном, так и финансовом плане.
Предлагаемые меры включают залог существующих судов в иностранных банках под 60% их стоимости, создание в России ипотечного банка, основанного российскими и международными банками, в котором субсидии для возрождения флота будут важной частью финансового капитала, а также организацию совместных судоходных предприятий. В результате, по оценке г-на Петерсена, Россия имеет хорошие шансы войти в число крупнейших судостроителей мира в течение 10 лет,
Неотъемлемой частью морского транспорта являются транспортно-технологические портовые комплексы, которым на выставке "Нева-97" было уделено должное внимание. Состояние и перспективы их развития вызывают озабоченность и беспокойство. В России имеется 40 морских портов, но только 12 из них могут нормально перегружать экспортно-импортные грузы, причем уже сегодня дефицит портовых мощностей достигает 80 млн. т.
Наибольшие трудности имеются в Балтийском регионе, где у России осталось всего 4 порта, строившихся более 100 лет тому назад и не имеющих возможности принимать современные крупнотоннажные суда, а также строить современные терминалы для навалочных, насыпных и наливных грузов.
В 1996 г. дефицит портовых мощностей на Балтике составил 48 млн. т, поскольку через этот регион традиционно проходило 35 - 40% внешнеторговых грузов страны.
Такая ситуация с обеспечением транспортными услугами в основном связана с недостаточно эффективным использованием транспортного пространства страны (совокупности всех коммуникаций, различных видов транспорта в единой системе транспортных сооружений, техники и систем управления потоками), а также разбалансированием транспортного комплекса страны в связи с приватизацией и перестройкой экономики на рыночные рельсы. Ведомственная замкнутость отдельных транспортных отраслей и направление государственных инвестиций, в основном, на гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса страны в ущерб интересам человека, привело к отставанию в развитии транспортной сети и коммуникаций, транспортных сооружений и всей инфраструктуры транспорта, что соответственно вызвало резкое отставание в качестве транспортного обслуживания грузовладельцев и населения страны (табл. 7.).
Таблица 7.
Общая качественная характеристика