Анализ показателей качества услуг ООО НЛК «Ривер-Сиа»
Задачи коммерческой эксплуатации по определению потребностей грузовладельцев в перевозках решались путем технико-экономических изысканий и определения наилучших схем организации грузопотоков, экономически тяготеющих к внутренним водным путям регионов.
В настоящее время на внутреннем водном транспорте (ВВТ) необходимо применение методов привлечения грузов качественно нового уровня, так как рыночные отношения и соответствующие им условия работы накладывают свои особенности их применения. Информационная открытость предприятий в современных условиях значительно ниже, чем при планово-распределительной экономике, что требует изменения методов грузовой и коммерческой работы с грузовладельцами. Привлечение грузов на ВВТ должно осуществляться через выполнение требований потребителей транспортных услуг, расширение района деятельности, обновление флота, сертификацию продукции и услуг на соответствие международным стандартам, информирование грузовладельцев о новых видах услуг. Предприятиям водного транспорта в условиях рынка необходимо расширять спектр своей деятельности: заниматься перевозочной, перегрузочной, транспортно-экспедиционной и агентской деятельностью, осуществлять комплекс вспомогательных транспортных, посреднических и сервисных услуг по поручениям грузовладельцев. При организации смешанных водно-автомобильных перевозок для обеспечения доставки «от двери до двери», возникает необходимость выбирать автотранспортные организации (для развоза и завоза грузов из портов). При этом следует отметить, что произошло резкое увеличение количества автоперевозчиков, что затрудняет решение этой важной задачи.
При разработке подходов к привлечению грузов на внутренний водный транспорт необходимо учитывать накопленный зарубежный и отечественный опыт транспортных и транспортно-экспедиторских предприятий, брокерских и агентских фирм и адаптировать его к современным условиям. В методическом плане решение задачи коммерческой эксплуатации по привлечению грузов на внутренний водный транспорт в современных условиях требует применения новых подходов. В связи с коротким навигационным периодом (географические и климатические условия) нашей нами поставлена задача разработать и внедрить проект по улучшению системы качества ООО НЛК «Ривер-Сиа», т.е., выйти на рынок морских перевозок, т.к. навигационный период там продолжается круглый год.
Рынок транспортных услуг динамичен: меняется состояние транспортной инфраструктуры; реорганизуются и образуются новые транспортные компании, изменяется их доля на рынке; разрабатываются новые виды услуг, отвечающие требованиям потребителей транспортных услуг; модернизируются, вводятся и выводятся из эксплуатации транспортные и технические средства; разрабатываются новые схемы доставки грузов; изменяются взаимоотношения со смежными видами транспорта. Внешняя среда быстро меняется и не всегда в лучшую сторону, в связи с этим требуется проведение исследований рынка транспортных услуг на постоянной основе.
Состояние транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта несбалансированно, отмечаются тенденции к ее ухудшению. Так, по данным Администрации Приволжского Федерального округа, отечественная инфраструктура грузодвижения отстает от уровня развитых стран на 20-30 лет. Уменьшились гарантированные глубины участков внутренних водных путей, а торговый флот практически выработал свой ресурс, при этом складское хозяйство и причалы используются лишь на 30-40%. С целью повышения качества транспортной инфраструктуры разработана Федеральная Целевая Программа (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», которая предусматривает инвестиции для субъектов Приволжского Федерального округа (ПФО). С реализацией общероссийских и межгосударственных соглашений на транспортные трансконтинентальные грузоперевозки к 2009 г. через центр России может проходить 2 млрд. тонн в год, а годовая нагрузка на водно-транспортную систему Поволжья может составить не менее 200 млн. тонн. Улучшение состояния инфраструктуры позволит притягивать грузопотоки. Надо отметить, что намечающееся развитие терминальной инфраструктуры и создание транспортно-логистических центров требует от предприятий водного транспорта зарекомендовать себя как «наиболее авторитетные» компании, чтобы получить преимущества в реализации «коридорных» способов доставки грузов. Это обуславливает необходимость полного соответствия услуг транспортных предприятий требованиям грузовладельцев.
Рынок транспортных услуг характеризуется высокой конкуренцией как на внутреннем водном транспорте, так и между видами транспорта. Это вызвано увеличением количества участников транспортного процесса и резким снижением объемов транспортной работы по сравнению с периодом централизованного планирования. Лицензию на коммерческую деятельность на водном транспорте имеют 2000 субъектов, в том числе 1700 - на перевозочную деятельность. Около 40% от общего числа лицензиатов являются малыми предприятиями и предпринимателями без образования юридического лица. Появляются новые требования грузовладельцев к способам организации доставки грузов и срокам их выполнения, качеству перевозок, уровню сервиса, что требует постоянного их учета службами коммерческой эксплуатации в своей работе.