Концепции управления качеством
Понятие «контроль качества» Фейгенбаумом определяется как «эффективная система для координации усилий различных групп работников организации по поддержанию качества и его улучшению, имеющая целью поддержание производства на наиболее экономичном уровне, который позволяет полностью удовлетворить потребителя».
Фейгенбаум особо выделяет, что качество отнюдь не означает «лучший», но означает «лучший для использования потребителем и за конкретную продажную цену».
Подчеркивается важность возросшего понимания покупателем разницы в качестве разных компаний, а также умения отличить эффективность программ качества различных компаний.
Качество рассматривается как фактор, ставший единственной и самой важной силой, ведущей к организационному успеху и росту компании на национальном и международном рынках. Качество, по существу, является способом управления организацией, и так же, как финансы и маркетинг, стало существенным элементом современного менеджмента. Quality System (всеобщая система качества), по Фейгенбауму, определяется как «согласованная в пределах всей компании и всего завода оперативная рабочая структура, документированная в эффективных, интегрированных технических и управленческих процедурах, направленная на координацию действий людей, машин и информации в компании и на заводе, наилучшим и наиболее практичным образом обеспечивает удовлетворение потребителя качеством при экономичных затратах на качество».
Затраты на качество в общем виде подразделяются на:
контроль качества продукции и услуг, проверки, инспекцию;
исправление выявленных несоответствий (внутренние потери);
обслуживание гарантий, претензий потребителей, санкций инспектирующих организаций (внешние потери);
профилактику, включая планирование качества, обучение персонала, совершенствование элементов системы качества.
Результатом эффективности системы качества является снижение затрат на качество.
.4 Экономические показатели оценки качества услуг
Одним из основных требовании функционирования предприятий и их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность (таблица 1).
Таблица 1.
Экономические показатели
Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерческой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.
Решение задачи создания системы управления транспортом на уровне отдельного региона и транспортного узла предполагает: проведение ряда организационно-технических мероприятии по всей структуре управления транспортом; организацию эффективного функционирования и развития транспортного комплекса региона и узла; единство системы учета и отчетности; сопоставимость экономических показателей, в том числе отраженных в тарифной системе; юридическую основу взаимоотношений транспорта с клиентурой, с акционерными и частными предприятиями, не зависимую от вида и участников перевозок.