Концепия организационной структуры
Понятие организационной культуры как формы управления процессами возникло на рубеже 70-80-х годов XX века в период институционализации организации, когда она из производителя товаров и услуг стала превращаться в социальную единицу. До этого времени функции менеджмента сводились к координации и контролю за деятельностью группы людей, обеспечению взаимодействия подразделений для достижения целей и т.п. В последние десятилетия практики и теоретики управления все больший интерес проявляют к организационной культуре как категории, определяющей эффективность деятельности организации. Этот своеобразный «молекулярный уровень» последней, с одной стороны, «наделяет ее уникальностью, а с другой - позволяет ей адаптироваться к внешней среде, а сотрудникам - к существованию внутри нее, а заодно вдохновляет их на решение общих задач» [13, с. 45].
Конечно, «организация - это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам» [4, с. 135]. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении. Поэтому в качестве цели данной курсовой работы можно выделить изучение организационной культуры предприятия как необходимого элемента в эффективной деятельности фирмы. Для достижения цели необходима постановка следующих задач:
· определение структуры организационной культуры;
· рассмотрение методов формирования организационной культуры;
· видение управления процессами изменений в организационной культуре на практическом примере.
Построение концепции организационной культуры волнует не только авторов учебников, предназначенных для студентов вузов, но и журналистов, чьи публикации используются как менеджерами по персоналу, так и высшим руководством компаний, поэтому в работе использовалась не только учебная, но и периодическая литература.
Концепция организационной культуры
- Понятие и структура организационной культуры
- Формирование организационной культуры
- Способы управления организационной культурой
- Изменение организационной культуры и управление организационными изменениями