Разработка модели компетенций служащих Службы занятости СПб
Для оценки результатов деятельности служащих всех уровней Службы занятости СПб предлагается использовать функционально-стоимостной подход. Данная методика предложена Б.М. Генкиным, профессором СПбГИЭУ. В основе этого метода лежит оценка индивидуальных качеств специалистов и определение стоимости различных функций, выполняемых специалистами с учетом качества их выполнения и полученных организацией результатов.
Для оценки индивидуальных качеств служащих и их вклада в конечный результат деятельности Службы занятости разработана специальная таблица, которая отражает компетенции служащих конкретного подразделения. Разработка такой таблицы потребовала решения следующих задач:
1) для каждого отдела необходимо разработать словарь деловых характеристик;
2) разработать критерии оценок (типы требований) к деловым характеристикам;
) определить значимость каждого критерия (присвоить весовой коэффициент);
) каждому критерию сопоставить признаки оценок требований с определенным весовым коэффициентом.
Для этого необходимо:
1) построение деревьев качества служащих по всем выбранным критериям;
2) согласование с экспертами (либо индивидуально) характера связей между элементами и определение весовых коэффициентов по всем узлам деревьев;
) разработку шкал (уровней) для оценки признаков, которые могут быть как непрерывными, так и дискретными и имеют значения от нуля до максимально определенной величины.
Представим формализованное решение предлагаемой задачи. Модель содержит следующие параметры:
Хi - качество i-го специалиста, i = 1,2 .,I, где I - количество специалистов в структурном подразделении (предприятии);j - выбранные критерии, j = 1, 2, ., J, где J - количество критериев;jp - признаки критериев, j = 1, 2, ., J - соответствует номеру критерия, p =1,2, .,d (m) - количество признаков у данного критерия;jpq - уровни оценок признаков, q = 1, 2, ., Q, где Q - количество уровней оценок;j, rp - весовые коэффициенты.
Модель позволяет найти F(Xi) - неотрицательное число, которое будет тем больше, чем лучше качество Хi служащего и его вклад в конечный результат деятельности отдела Службы занятости СПб.
Составляющими Хi являются выбранные критерии (требования) Yj, которые и определяют индивидуальные качества служащего. В качестве критериев могут выступать: знания и опыт, способность принятия решений, ответственность, исполнительность, информационные связи и контакты, персональный вклад и пр.
Каждому из критериев приписывается весовой коэффициент Rj, который определяется либо индивидуально руководителем, либо экспертным путем. Для более точного определения индивидуальных качеств служащего и объективной его оценки каждый из составляющих критериев подразделяется на несколько признаков Yjp, для которых также устанавливаются весовые коэффициенты rp, и разрабатывается шкала оценки (уровни).
Таблица 3.3 Модель компетенций для служащих отдела трудоустройства
Критерий (Yj) |
Весовой коэффициент (Rj) |
Компетенции |
Весовой коэффициент (rp) |
Уровни (Yjpq) | ||||||
в % |
в баллах |
в % |
в баллах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Владение профессиональными знаниями, методологией решения проблем |
25 |
250 |
Профессиональная квалификация |
40 |
75 |
0 |
8 |
20 |
50 |
75 |
Умение выделять, структурировать и подавать информацию |
15 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Компетентность в принятии решений |
15 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Умение оценивать методы достижения целей |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Знание основ психологии |
8 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Знание рынка труда |
4 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Владение терминологией |
4 |
10 |
0 |
2 |
5 |
8 |
10 | |||
Знание компьютера и оргтехники |
4 |
10 |
0 |
2 |
5 |
8 |
10 | |||
100 |
250 | |||||||||
Производственный опыт и ответственность |
25 |
250 |
Стаж профессиональной деятельности |
30 |
75 |
0 |
8 |
20 |
50 |
75 |
Профессиональная ответственность |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Инициативность, способность к самостоятельной работе |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Умение предусматривать последствия принимаемых решений |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Быстрота принятия решений |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Наличие навыков организации сотрудничества, создания команды |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Иметь хорошо поставленную, грамотную речь |
6 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Связи и контакты, контроль коммуникационного процесса |
6 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Стабильность работы |
4 |
10 |
0 |
2 |
5 |
8 |
10 | |||
Эмоциональная выносливость |
4 |
10 |
0 |
2 |
5 |
8 |
10 | |||
100 |
250 | |||||||||
Социальные качества и ценности |
25 |
250 |
Эффективность работы |
30 |
75 |
0 |
8 |
20 |
50 |
75 |
Любовь к своему делу |
14 |
35 |
0 |
5 |
15 |
25 |
35 | |||
Ответственность |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Справедливость |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Целеустремленность |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Готовность работать сверхурочно |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Обязательность |
6 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Объективность |
6 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Аккуратность |
4 |
10 |
0 |
2 |
5 |
8 |
10 | |||
100 |
250 | |||||||||
Персональные характеристики, индивидуальные способности |
25 |
250 |
Корректность поведения |
14 |
35 |
0 |
5 |
15 |
25 |
35 |
Уверенность в себе |
12 |
30 |
0 |
5 |
15 |
25 |
30 | |||
Восприимчивость к новой информации, обучаемость |
12 |
30 |
0 |
5 |
15 |
25 |
30 | |||
Умение обсуждать проблемы |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Коммуникабельность |
10 |
25 |
0 |
5 |
15 |
20 |
25 | |||
Чувство юмора |
8 |
20 |
0 |
4 |
10 |
17 |
20 | |||
Личное обаяние |
6 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Умение слушать |
6 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Уравновешенность |
6 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Внешний вид |
6 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Жизненная энергия |
6 |
15 |
0 |
3 |
7 |
12 |
15 | |||
Умение использовать чужой опыт |
4 |
10 |
0 |
2 |
5 |
8 |
10 | |||
100 |
250 | |||||||||
Всего |
100 |
1000 |
1000 |
1 2