Структура управления Службы занятости СПб
Организационная структура Службы занятости представлена на рис. 2.4. Проведенный анализ показал, что данная организационная структура Службы занятости СПб имеет ряд определенных признаков:
1. Четкое разделение труда, при котором нижестоящий уровень контролируется вышестоящим руководством и подчиняется ему.
2. Взаимодействие осуществляется по вертикали.
. Имеется скоординированная система формальных правил, инструкций, стандартов, обеспечивающих однородность выполнения работниками своих обязательств.
. Между подразделениями установлены вертикальные линейные связи, горизонтальная связь - отсутствует.
Таким образом, существующая организационно-управленческая структура Службы занятости СПб является линейно-функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной.
Рис. 2.4. Организационная структура Службы занятости СПб
В этой структуре сочетаются преимущества линейной и функциональной структур, но доминирующими остаются вертикальные (командные) связи типа «руководитель-подчиненный». Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Функциональные звенья управления лишены административной власти в отношении нижестоящих исполнителей и руководителей, функциональные руководители вышестоящих уровней осуществляют лишь функциональное руководство нижестоящими функциональными службами.
Данная организационная структура управления имеет ряд преимуществ:
1) конкретность заданий, конкретность ответственности, т.е. создаются хорошие условия для высокого уровня исполнительной дисциплины;
2) сбалансированность представленных работнику полномочий для выполнения функций с ответственностью за результат деятельности;
) простота построения.
Но в тоже время, данная организационная структура имеет свои недостатки:
1) руководитель ориентирован на получение эффекта в рамках своего подразделения, иногда в ущерб работы другого подразделения. В основном данная позиция проявляется при распределении ресурсов, в частности, финансовых;
2) недостаточная гибкость структуры, затрудняющая ее перестройку в условиях быстроменяющейся среды. В частности, централизованная структура управления создает определенные сложности при формировании организационной культуры Службы занятости.
Таким образом, линейно-функциональная система Службы занятости СПб обеспечивает форму разделения и кооперации труда в управлении, при которой принятие решений и управляющие воздействия осуществляют линейные руководители, а функциональные - разрабатывают проекты решений, консультируют и координируют. Такая структура управления является логически более стройной и формально определенной, но, вместе с тем, и менее гибкой.
В настоящее время данные направления в Службе занятости СПб формализуются в новой функции управления - «связи с общественностью»
. Четко налаженное партнерское взаимодействие между всеми субъектами рынка труда, государственной службой занятости, администрациями предприятий, наемными работниками является основой достижения более высокого уровня занятости в регионе, снижения напряженности на рынке труда. В современных условиях это регулирование, как функция Службы занятости СПб, должно просматриваться в таких направлениях,как:
1) установление доверия к органам службы занятости как основы благоприятной среды на рынке труда;
2) создание и поддержание благоприятного имиджа служб занятости в глазах общественности всех субъектов рынка труда;
) гармонизация отношений между службой занятости и общественностью;
) анализ воздействия на общественное мнение, на социальные обстоятельства.
В структуре Службы занятости СПб формируется новый отдел по связям с общественностью, где в качестве основных направлений
его деятельности являются следующие:
1) изучение конъюнктуры рынка труда и выдача прогнозов ее изменений;
2) социологический анализ информации о лицах, оставшихся без работы, с целью выявления их способностей и дальнейшей адаптации;
) проведение исследований, посвященных вопросам повышения квалификации и переобучения временно незанятых работников;
1 2