Понятие и структура организационной культуры
· фундаментальном изменении в миссии организации;
· значительных технологических изменениях;
· быстром росте организации;
· развитии внешнеэкономической деятельности;
· существовании субкультур.
Но ясно, что отношения между культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в организации.
Организационная культура имеет определенную структуру, являясь «набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами» [6, с. 218].
Так, Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням (рис. 1). Согласно мнению Э. Шайна, «познание организационной культуры начинается с первого «поверхностного», или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека» [7, с. 101].
Рис. 1. Три уровня организационной культуры
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, «подповерхностный» уровень. На этом уровне изучению подвергаются «ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке» [7, с. 101].
Третий, «глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Соответственно тому, какие из указанных уровней изучаются, существует деление организационных культур на субъективные и объективные. Первая исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, вторую обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Хотя оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями.
1 2