Особенности контроля как функции менеджмента в системе управления ООО «Кафе №1»
К сожалению, на сегодняшний день основной контроль, применяемый на предприятии - это контроль качества готовой продукции, осуществляемый преимущественно шеф-поваром. Иные виды контроля вызывают оппортунистические тенденции и отторжение. Как было установлено при анализе теоретических источников в теоретической части данной работы, для преодоления отторжения контроля как основной функции менеджмента необходимы такие факторы, как развитая система мотивации и высокий уровень организационной культуры.
Вместе с тем, стимулирование и мотивация трудовой деятельности не играют должной роли в системе управления ООО «Кафе №1». В целом, предприятие имеет эффективную структуру управления, позволяющую эффективно осуществлять хозяйственную деятельность, однако стимулирование и мотивация трудовой деятельности используются на предприятии не систематизированно, от случая к случаю. Следует отметить, что организационная структура предприятия провоцирует использование преимущественно административных и экономических, поскольку для этой структуры они являются достаточно эффективными. Однако, не следует забывать, что только комплексное использование всего спектра существующих методов управления способно обеспечить предприятию достижение максимальной эффективности хозяйствования и стойкого конкурентоспособного положения на рынке.
На предприятии отсутствует социальное и психологическое планирование, что снижает общую эффективность управления. Это касается как основного персонала, так и менеджеров среднего и высшего звена. Для вспомогательного персонала социально-психологические методы управления практически не используются. У производственного и обслуживающего персонала отсутствует стимул к повышению квалификации, что не может не повлиять на эффективность работы персонала в целом.
Для более подробного анализа рассмотрим систему мотивации в ООО «Кафе №1».
Для нижнего уровня сотрудников (мойщики посуды) кроме стабильной зарплаты и питания в течение рабочей смены ООО «Кафе №1» предлагает хорошую организацию труда и, конечно, уважение. Благодаря этому, персонал готов иногда задерживаться и не просит сверхурочных (руководство при этом не злоупотребляет переработками), потому что сотрудников мотивирует чувство сопричастности и значимости в производственном процессе, благодарность руководства и коллектива.
Линейный персонал ООО «Кафе №1» (официанты) изначально мотивированы к работе, поскольку, прежде всего, работают за чаевые. Поэтому для них сам оклад для них нельзя рассматривать как мотивационный фактор. Суммой чаевых выражается удовлетворенность гостя качеством обслуживания, а значит, измеряется эффективность работы официанта.
Высокая загрузка ООО «Кафе №1» также в интересах этой категории персонала, поэтому мотивировать их к тому, чтобы случайный гость превратился в постоянного, не нужно - это заложено в специфике профессии. Также существует задача мотивировать персонал к активным продажам, результатом которых является прибыль кафе. Активные продажи оцениваются как 5% от суммы чеков всех обслуженных официантом столиков.
По результатам исследования, проведенного автором, с привлекаемым персоналом у ООО «Кафе №1» возникают две проблемы. Первая состоит в том, что некоторые сотрудники считают работу в сервисе унижающей их достоинство. Часто это представители инженерного и управленческого звена, имеющие высшее образование, которые не смогли устроится в новых условиях и подрабатывают в ресторанном бизнесе. Вторая проблема возникает в том случае, если сотрудники ведут себя с гостями чересчур фамильярно, общаются и беседуют с ними на равных, вплоть до того, что вовлекают их в долгие дискуссии, в то время как на подносах остывает еда, которую они должны разносить.
Данные проблемы могут быть успешно решены во время специализированных профессиональных тренингов и/или семинаров, что позволит значительно улучшить социально-психологический климат в коллективе, повысить заинтересованность персонала в конечном итоге деятельности и, как результат, улучшить экономическую эффективность деятельности предприятия.
1 2