Эффективное планирование товарных запасов и объемов закупок
Задачу по снижению затрат компании сейчас ставят многим, при этом в логистике обычно выделяют точку приложения сил - это большие затраты на транспортировку из-за слишком частых поездок к поставщику, и заморозка денег в лишние запасы, которые будут лежать мёртвым грузом на складе. А оба этих крайних варианта - как раз и есть следствия не оптимального объёма партии заказываемой у поставщика продукции.
Как только в компании принимается решение о необходимости размещения заказа у поставщика на какую-либо продукцию, то сразу возникает вопрос: «А сколько заказывать?» - причём ответ на этот вопрос непосредственно влияет на экономические показатели работы всей фирмы.
Издержки хранения включают стоимость оборотных средств, замороженных в складских запасах, затраты на содержание товара на складе и другие издержки, связанные с физическим присутствием товаров в складе (которые составляют, примерно 25% от стоимости запаса) [6.с. 316]. Сюда необходимо добавить налоги на имущество и страхование запасов, расходы из-за недостач или из-за ограничения срока годности, усушка-утруска, расходы, связанные с хранением запасов (например, за аренду занимаемых помещений, за пользование отоплением, светом и так далее).
Точно подсчитать издержки по содержанию запасов довольно сложно. Две части списка затрат на хранение запасов - капитальные затраты и затраты на содержание запасов - имеют наиболее высокий удельный вес в общей сумме расходов на хранение запасов, так как стоимость рисков и потерь, как правило, не поддается точному учету и планированию.
Применение логистики, как свидетельствует зарубежный опыт, позволяет сократить запасы на 30-70%.
Товарные запасы подразделяются на текущие и страховые.
Запасы текущие - основная часть товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется.
Страховые запасы - предназначены для непрерывного обеспечения товарами торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как: отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; в случаях возможных издержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков в случае непредвиденного возрастания спроса [6, с. 325].
В таблице 1.2 приведены показатели работы организации, на которые влияет объем заказа.
Все показатели в таблице 1.2 очень важны в деятельности компании, а некоторые, вообще, определяют её выживание.
Таблица 1.2 - Показатели работы организации, на которые влияет объем заказа
Показатель |
Зависимость |
Механизм влияния |
Запасы |
Прямая |
Чем больше мы привезли, тем больше у нас стали запасы |
Затраты на хранение |
Прямая |
Больше запасы - больше затраты на их хранение, даже, если мы храним всю продукцию на своем полупустом складе |
Неликвиды |
Прямая |
Больше запасы - больше вероятность, что часть из них станет неликвидами, причем, если позиция становится неликвидом, то большие запасы по ней становятся большими неликвидами |
Кредиторская задолженность |
Прямая |
Стандартные договора на поставку предполагают оплату за полученный нами товар, а неотгруженный нами уже нашим клиентом, когда поставщик отдает свою продукцию нам на реализацию или консигнацию. Соответственно, чем больше мы сейчас покупаем, тем на большую сумму растет и наша задолженность |
Свободные деньги |
Обратная |
При любой отсрочке платежа рано или поздно приходит дата платежа - соответственно, чем больше мы должны заплатить за прошлую поставку, тем меньше у нас останется свободных денег. Если же мы работаем с поставщиком по принципу свободных отгрузок до превышения некоторого лимита по товарному кредиту, нам может понадобиться закрывать часть предыдущей большой поставки, чтобы иметь возможность дозаказать позиции, продажи которых значительно выросли, и склад по ним опустел |
Период поставки |
Прямая |
Чем больше привезли сейчас - тем позже надо будет ехать в следующий раз, а значит период поставки - время от одной до другой - будет больше |
Затраты на транспорт |
Обратная |
Реже ездим - меньше тратим на доставку за счет снижения удельной стоимости перевозки одной единицы продукции |
Оборачиваемость складских запасов и, следовательно, вложение в них денег |
Обратная |
Оборачиваемость равна: О=Р/С, где: О - оборачиваемость (раз за период); Р - суммарная отгрузка клиентам (рублей за период); С - среднедневной складской остаток (рублей). Так как периодичность поставок никак не внияет на отгрузки клиентам, то при С1>С2 из формулы определения оборачиваемости получаем, что О1<О2 |