Эффективное планирование товарных запасов и объемов закупок
Содержание запасов всегда сопряжено с затратами, однако предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потере прибыли.
АВС-анализ широко применяется в логистике для целей анализа запасов товарно-материальных ценностей, позволяет существенно упростить управление запасами в случае широкой номенклатуры материалов и сосредоточиться на наиболее важных позициях. В процессе АВС-анализа все запасы товарно-материальных ценностей (ТМЦ) делятся на три группы - А, В и С - по стоимости или степени важности (рисунок 1.2):
– запасы ТМЦ, относящиеся к группе «А», - это ключевые запасы. К этой группе относят обычно 15-20% позиций ассортимента, обеспечивающих 75-80% от всех запасов. ТМЦ группы «А» обеспечивают непрерывность торгового процесса, их отсутствие может стать критичным и привести к ощутимым потерям;
– запасы ТМЦ группы «В» - являются менее важными, их объем, как правило, не превышает 15% общего объема запасов, в ассортименте они занимают около 30%;
– группа «С» - это малоценные и быстро заменяемые ТМЦ, составляющие около 50% номенклатурных позиций, чей совокупный вклад в объем запасов не превышает 5%.
В экономике известно правило Парето (20/80), согласно которому только пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми имеют дело предприятия, дает примерно 80% результата. Вклад остальных 80% объектов составляет всего 20% от общего результата [12].
Группирование запасов ТМЦ далеко не всегда удается сделать объективным. Но в любом случае его цель заключается в том, чтобы отделить существенные позиции запасов от несущественных. После того, как удается достичь этой цели, следующей целью является установление соответствующего учета и контроля в разрезе групп запасов. Кроме этого в разрезе групп запасов осуществляются адекватные мероприятия по оптимизации размеров заказа и поставок. Так запасы группы «А» требуют особого контроля и внимательного подхода к определению их размеров. В то же время запасы группы «С» не нуждаются в столь большом внимании, что очень важно для оптимизации труда персонала, занятого в логистике.
Модель Уилсона помогает найти оптимальное для заказа количество продукта для запасов, при котором издержки на его обработку и хранение минимальны. Это называется «экономически обоснованный заказ» (ЭОЗ, или EOQ - economic order quantity). Чтобы рассчитать ЭОЗ, нужно знать издержки пополнения заказа (К), издержки хранения (S), ежедневный спрос (v), стоимость единицы товара в закупочных ценах (s) и общее количество дней, когда товар находится в продаже за год (t).Модель Уилсона описывает закупку, которая характеризуется некоторыми ограничения и имеет следующие условия:
– модель применяется для одного вида товара;
– уровень спроса постоянен в течение планового периода времени, то есть мы имеем дело с товаром группы Х;
– интервал времени между поставками постоянен и время доставки постоянно. Время возможной задержки поставки тоже предсказуемо и ограничено;
– каждый заказ поставляется в виде одной партии (то есть партия приходит целиком сразу, без разбиения ее на более мелкие части, и приходуется сразу и целиком). Каждый заказ приходит отдельной поставкой;
– затраты на размещение заказа постоянны. Цены на закупку постоянны;
– затраты на хранение запаса пропорциональны его размеру (то есть мы имеем дело не с драгоценными камнями и не с чугунными трубами диаметром в два метра);
– отсутствуют ограничения по производственным мощностям склада (склад может принять оптимальный заказ);
– отсутствуют потери от дефицита;
– с поставщиком можно договориться об оптимальной величине партии.
Несмотря на эти ограничения, во многих компаниях достаточно товара, попадающего под эту модель. Но если в магазине товар исключительно сезонный или коллекционный (салон меховых изделий или бутик обуви, или бутик ювелирных изделий), если большинство товаров имеет нестабильный спрос, то нет смысла применять эту модель. Но если мы имеем дело с постоянно продающимися товарами повседневного спроса (продукты питания, бытовая химия, бытовая техника, стоковая одежда и обувь, товары для дома, текстиль, посуда и прочее), то эта модель прекрасно работает. Суть ее в том, что только в одной точке издержки на закупки и затраты минимальны. Необходимо найти эту точку (Qw), чтобы тратить меньше.