Стратегия управления персоналом организации
Как известно, любая стратегия разрабатывается под определенную цель. Соответственно, разнообразие целей предполагает широкую типологию стратегий. Однако ряд известных классификаций стратегий ориентирован не на цель, а на определенную деятельность компаний в сфере экономических интересов. Даже у компаний, занимающихся одним видом деятельности и действующих в одной среде, цели будут не совпадать. Это объясняется уникальностью ("неоднородностью") организаций и различием в принимаемых управленческих решениях. Признание этого факта свидетельствует о том, что изобрести раз и навсегда трафарет для стратегии невозможно ни по одному из ее признаков. Характеристика стратегий на основе комплекса признаков, возможно, справится с этой задачей для формирования стратегии управления персоналом для отдельной организации.
Для этого обратимся вновь к предложенному определению стратегии управления персоналом и выделим ряд оснований, которые предлагается положить в основу классификации, а также рассмотрим анализ существующих классификаций.
В число значимых оснований входят:
динамика целевых установок организации;
уровень принятия решений;
характеристика ресурсов стратегии;
временной период стратегии.
В зависимости от динамики целевых установок организации можно выделить стратегии развития, стратегии функционирования, стратегии сокращения.
По характеристике ресурсов в стратегии управления персоналом можно выделить ориентированные на внешние (привлеченные) и ориентированные на внутренние (собственные) ресурсы.
Речь в данном случае идет о тех необходимых компетенциях, которые формируются в организации для выполнения поставленных целей. Формирование компетенций персонала может происходить разными путями в зависимости от ситуации на внешнем и внутреннем рынках труда.
Классификацию стратегий управления персоналом по временному периоду предлагается ввести для того, чтобы можно было устанавливать различные стратегии по требованиям бизнеса и в зависимости от жизненного цикла организации, товаров и услуг.
Возможны разные ситуации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные стратегии управления персоналом.
Такие стратегии формируются в условиях внешней среды с различным уровнем динамизма: в условиях высокого уровня динамизма, возможно, будет необходима краткосрочная стратегия, среднего - среднесрочная, низкого - долгосрочная стратегия. Вторая причина для разработки данного основания - имеющиеся в теории варианты классификаций стратегий бизнеса (предпринимательская, ликвидационная и др.).
Предлагается выделять следующие виды стратегий управления персоналом.
. По способу принятия решения/степени формализации (интуитивные, на основе суждений, с помощью рациональной процедуры).
. По числу критериев (однокритериальные, многокритериальные).
. По функциям управления персоналом (стратегия развития, сокращения, отбора, подбора, мотивации, продвижения, аттестации и др.).
4. По методам и приемам кадровой работы (административные, экономические, социально-психологические, смешанные).
При определении общей стратегии развития самой организации (или экономической системы - предприятия, фирмы и т.п.), избирается конкретная модель стратегии управления персоналом, которая имеет свои характерные черты по достижению целей организации на основе развития человеческого потенциала (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Адаптация моделей стратегий управления персоналом к стратегиям организации
Вид стратегии организации |
Стратегия управления персоналом |
Характерные черты стратегии управления персоналом |
Стратегия предпринимательства |
Прием на работу |
Необходим новаторский персонал, имеющий высокую работоспособность и предпочитает коллективном труде. |
Вознаграждение |
Создается высокий уровень мотивации труда в реализации общей стратегии организации. | |
Возможности роста и индивидуального развития |
Стратегия основана на высоких индивидуальных возможностях личности. Повышение квалификации поощряется различными средствами. | |
Стратегия динамичного роста |
Прием на работу |
Предпочтение отдается квалификации и преданности организации, групповой работе и умению работать в коллективе. |
Вознаграждение |
Основной фактор - преданность фирме | |
Развитие компетенции |
Постоянное повышение квалификации. | |
Стратегия прибыли |
Прием на работу |
Узконаправленный отбор специалистов ориентирован на готовый персонал. |
Стратегия ликвидации |
Выбирается при снижении доходности, уменьшении рынка сбыта и ухудшение качества продукции. | |
Вознаграждения |
Форм стимулирования вне установленных окладов не предвидится. | |
Повышение квалификации |
Имеет большое значение, когда организация обязана трудоустроить уволенных работников. | |
Стратегия круговорота |
Применяется при курсе на увеличение объемов реализации продукции и расширения рынка. Участие каждого работника в решении проблем фирмы. | |
Прием на работу |
Преимущество квалифицированным рабочим основного производства. | |
Повышение квалификации |
Внутренний подбор кадров для развития новых направлений деятельности организации. | |
Вознаграждение |
Нематериальные формы поощрения. |