Особенности рынка индустрии красоты
Таким образом, перед предприятиями индустрии красоты стоит задача снизить риск недовольства клиента при оказании услуг.
. Несохраняемость - или недолговечность услуг означает, что услугу нельзя хранить для последующей продажи или использования. Услуги нельзя накапливать, чтобы сбалансировать периоды спада и взлета продаж. Несохраняемость является одной их самых серьёзных проблем предприятий, предоставляющих услуги, так как каждая услуга несёт затраты на производство, которые не всегда окупаются.
Основные характеристики услуги представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Основные характеристики услуги
Вместе с тем рынок индустрии красоты - достаточно специфичный элемент рынка услуг и ему присущи некоторые специфические особенности, которые не проявляются в других отраслях сферы сервиса.
Вот некоторые особенности салонного бизнеса в России:
- рынок очень молод, на нем пока отсутствуют сложившиеся единые технологии подбора персонала, закупок препаратов;
- достаточно низкий уровень менеджмента и маркетинговых технологий. Не существует регулярного менеджмента салона красоты ни в области подбора персонала, ни в области привлечения клиентов, ни в области продвижения, эти технологии только складываются;
- серьезной конкуренции на рынке пока нет, салоны на данном этапе все еще конкурируют не за потребителя, а за сотрудников;
- не сложились четкие ценовые сегменты и стандарты обслуживания. Нет крупных профессиональных объединений и корпоративных стандартов;
- до сих пор правила игры на этом рынке во многом определялись бизнесами, существующими на незаработанные деньги, от которых не требуется отдачи прибыли от этих инвестиций (например - подарил муж, или салон создан для поддержания престижа крупной компании);
- порог входа в бизнес достаточно низок. Уже за 50-80 тыс. долларов можно приобрести работающий салон красоты. Удельные же инвестиции для салона среднего уровня оцениваются примерно в 1000 долларов на м.кв. для Москвы и 500-700 долларов для регионов[67].
Тем не менее, рынок услуг индустрии красоты становится все более привлекательным для серьезных инвесторов.
В настоящее время индустрия красоты - бурно развивающаяся отрасль, в которой представлены различные предприятия: парикмахерские, салоны красоты, имидж студии, студии нейл-дизайна, студии загара, косметологические центры, клиники эстетической медицины и пр. К этой же отрасли можно отнести различные спортивно-оздоровительные предприятия, в том числе и фитнес-центры, а также разнообразные косметологические центры и центры по коррекции фигуры.
Объем мирового рынка профессиональных салонных услуг составляет 150 млрд. долларов в год. Крупнейшая в мире сеть салонов красоты - американская сеть Regis Corporation. В общей сложности в нее входит более 13 400 салонов в более чем 30 странах в Северной и Южной Америки, Европы, Африки и Азии. Regis Corporation контролирует около 4% американского рынка салонных услуг и открывает по 200-300 салонов в год под различными марками по всему миру. Ежегодно порядка 160 миллионов клиентов пользуются услугами салонов и центров красоты Regis Corporation [67].
В России работает от 20 до 30 тыс. зарегистрированных парикмахерских и салонов красоты[67].
Основную долю рынка индустрии красоты составляют единичные парикмахерские и салоны красоты. В отличие от США и стран западной Европы доля сетей салонов красоты в России значительно меньше. Так, в состав крупнейшей отечественной сети салонов красоты «Персона» входит чуть более 60 салонов красоты в 10 городах Российской Федерации. В состав другой наиболее известной российской сети салонов красоты «Моне» входит 23 салона. В то же время по данным международной сети салонов красоты «Primavera», доля сетевых салонов красоты (сетей) в России так же постоянно увеличивается и к 2012 году составляет порядка 20 %[70].
Эксперты рынка выделяют 5 типов салонов в зависимости от набора услуг, расценок, марок используемой косметики, местоположения и социального статуса клиентов.
В настоящее время салонный рынок состоит из 6 сегментов[67]. В литературе им даны условные названия: социальный, эконом, средний, бизнес (премиум), суперпремиум, люкс. Коротко охарактеризуем их:
. Социальный. Это так называемые народные парикмахерские, с простейшим интерьером, частой сменой персонала, простым оборудованием и недорогими препаратами.
. Эконом. Предоставляют достаточно узкий спектр услуг (нет аппаратных услуг и услуг «по телу»), с процедурой записи и администрированием.
. Средний. Профессиональный дизайн и интерьер салона, хорошая школа и классность мастеров, имеются услуги «по телу», услуги аппаратной косметологии. Наличествует достаточно современное оборудование производства РФ, Гонконга, Китая, Польши.