Уменьшение рисков и отрицательных аспектов интернет-технологий при организации туристского менеджмента
При использовании интернет-технологий в менеджменте туристской деятельности может возникнуть ряд отрицательных аспектов, которые необходимо учитывать и находить пути по снижению их проявлений во внутренней деятельности туристских компаний, взаимоотношениях с туристами и партнерами по турбизнесу.
Особенно наглядно отрицательные аспекты интернет-технологий проявляются в отношениях турфирм с покупателями туристических услуг. Определенная часть подобных проблем связана с особенностями функционирования сети Интернет, но большая часть напрямую связана с деятельностью туркомпаний.
Общей "болезнью" интернет-ресурсов, посредством которых предоставляются туруслуги, является их недостаточная защищенность и возможность через них заразить пользовательский компьютер вирусом. Кроме того, нередки случаи, когда персональные данные клиентов турфирмы из-за несовершенства программного обеспечения или халатности сотрудников попадают в открытый доступ, могут быть использованы для мошеннических действий, рассылки спама в виде электронных писем на компьютеры клиентов или в виде СМС-сообщений на их мобильные телефоны. Для турфирм создание эффективно защищенных интернет-ресурсов и организационное обеспечение конфиденциальности хранящейся на них информации становится не только делом престижа, но и коммерческой выгоды, так как не только привлекает потенциальных покупателей туруслуг, но и делает их постоянными клиентами данной компании.
Для использования сервисов, предоставляемых на сайтах турфирм, клиенты вынуждены регистрироваться, внося в специальную карточку (форму) имя, адрес жительства, адрес электронной почты, номер телефона. Эти данные имеют конфиденциальный характер и налагают на турфирму определенные обязательства по их использованию. В большинстве компаний эти данные хранятся надежно, но используются зачастую так, что доставляют клиентам определенные неудобства. Чаще всего это связано с проведением рекламных кампаний и маркетинговых исследований. При этом не всегда учитываются интересы конкретного человека, предоставившего сведения о себе, но не дававшего разрешения на их подобное использование.
Эта проблема волнует и конкретных пользователей, регистрирующихся на туристских сайтах, и представителей турбизнеса, и ученых, анализирующих развитие туриндустрии.
Учитывая это, важно не только качественно обучать персонал туркомпаний, но и учитывать мнения клиентов о включении их электронных адресов и номеров телефонов в различные рассылки рекламных материалов. Нередко навязчивость приводит к обратному эффекту - человек может просто перестать обращаться в данную туркомпанию.
Туристический бизнес периодически сотрясают скандалы, связанные с банкротством крупных турфирм, из-за которых клиенты этих компаний попадают в сложные ситуации в местах проведения отдыха. Кроме того, отдельные турагенты становятся на путь мошенничества, продавая путевки, которые в реальности ничем не обеспечены. Имеются случаи, когда предоставленные туруслуги не соответствуют согласованным в договоре. Все это подрывает у потенциальных туристов доверие к турфирмам и их интернет-ресурсам, на которых размещена информация, вводящая потребителей в неверное представление об услугах. Фирмам, допускающим размещение на своих интернет-ресурсах ошибочной, неполной или устаревшей информации не по причине злого умысла, а из-за низкой обученности персонала, целесообразно обратить внимание на подготовку специалистов, создавать и размещать на сайтах качественный контент. Как правило, информационное наполнение сайта, удобство доступа к материалам и использования сервисов оказывают непосредственное влияние на привлечение клиентов.
1 2