Основные понятия, связанные с управленческой деятельностью в туризме
В целом понятийный аппарат управленческой деятельности в туризме с одной стороны уже сформировался и закреплен в международной практике, с другой - продолжает развиваться, обогащаясь новыми терминами и понятиями. В различных источниках, в том числе словарях и энциклопедиях, даются похожие по сути, но отличающиеся по формулировкам определения основных понятийный (категорий) управленческой деятельности в туризме.
В первую очередь нас интересует термин "Менеджмент" (англ. management - управление, от лат. manus - рука), который обычно трактуется как наука управления, руководства, администрирования, организации деятельности и трудовых процессов. В последнее время часто подчеркивают, что менеджмент - это управление в условиях рыночных отношений.
Так, Словарь "Экономика" дает следующее определение: "Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. М. - это еще и наука об управлении человеческими отношениями в процессе производства и организации предпринимательской деятельности) Современный подход в М. часто называют ситуационным, который рассматривает фирму как открытую систему, т.е. действующую в определенной рыночной среде".
Гукасьян Г.М. в книге "Экономика от А до Я" более краток в определении, но тоже увязывает менеджмент с рыночными отношениями, считая, что это "форма управления предприятием в условиях рыночной экономики. Основные функции М. - принятие решений и их реализация".
Можно рассмотреть и другие формулировки этого термина, но суть понятия (категории) в них не меняется, менеджмент - это управление социально-экономическими процессами на уровне организации.
В данной работе категории "управление" и "менеджмент" будем рассматривать как синонимы, но только применительно к управлению деятельностью и персоналом в туристском бизнесе.
Не меньше формулировок существует и у собственно туристских категорий, но здесь задача упрощается, так как существует Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской федерации", кроме того, Всемирной туристской организацией разработаны Международные рекомендации по статистике туризма (МРСТ) 2008, в которых дан Базовый глоссарий основных понятий и категорий туризма. Принципиально, что МРСТ одобрены Организацией Объединенных Наций, а закрепленные в них термины не противоречат российскому закону. Поэтому в основном будем использовать закрепленные в глоссарии определения и классификации, так как стали использоваться национальными системами статистики туризма и вошли в практику повседневной деятельности туристких организаций во всем мире.
В глоссарии определено, что "туризм представляет собой социальное, культурное и экономическое явление, связанное с перемещением людей в места, находящиеся за пределами их обычной среды в связи с личными или деловыми/профессиональными целями. Такие люди называются посетители (которые могут быть либо туристами либо экскурсантами; постоянными либо непостоянными жителями страны) и туризм имеет отношение к их деятельности, часть которой имеет следствием туристские расходы".
Из определения "туризма" следует, что это не только социальное и культурное явление, связанное с отдыхом, знакомством с культурой и традициями других народов, достопримечательностями и природой других стран, но и отрасль экономики. Туризм -это еще и предприятия (организаторы и посредники), осуществляющие туристическую деятельность, а также связанные с ними транспортные, гостиничные, страховые, финансовые, юридические и другие структуры. Следовательно туризм - это еще и отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских структур, которыми необходимо управлять.
1 2