Тенденции развития гостиничного бизнеса в России и Приморском крае
Основную долю в структуре номерного фонда занимают гостиницы категории «3 звезды» (44,20%), именно отели среднего класса являются наиболее востребованными, особенно среди туристов с экскурсионно-познавательными целями [37].
Большинство аналитиков называют мини-отели наиболее динамично развивающимся сегментом рынка сегодня - и наиболее перспективным для инвестиций завтра. Затраты на открытие мини-отеля квартирного типа на 10 номеров могут составлять, по разным оценкам, чуть более 1 млн. долларов, а реальная рентабельность продаж - 13%-15%, с учетом «оптимизации» налогов - 55%. Предполагаемый срок окупаемости - от 6 до 8 лет.
На данный момент в Москве недостает гостиниц уровня 2-3 звезд, где наблюдается примерно 80%-я загрузка номерного фонда, притом постоянно, но почему-то столичные инвесторы упорно вкладывают деньги преимущественно в высококлассные дорогие отели. Санкт-Петербург, наоборот, отличается высоким процентом малых отелей, созданных на основе бывших квартир в центральной части города и пользующихся при этом огромным спросом, что благоприятно влияет на развитие рынка. По данным Knight Frank, расценивающей мини-отель как гостиницу, общее количество номеров в которой составляет менее 30, в Петербурге находится 164 мини-отеля общей вместимостью 2 тыс. 120 номеров, что составляет менее 13% от общего объема рынка.
На конец 2009 г. в России работало 7690 гостиничных предприятий с их единовременной вместимостью 523 тыс. мест (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Количество гостиниц в России 2005-2009 гг.
Годы |
Количество гостиниц, ед. |
Единовременная вместимость, тыс. мест |
2005 |
4812 |
404,4 |
2006 |
5375 |
429,2 |
2007 |
5917 |
447,1 |
2008 |
6775 |
500,0 |
2009 |
7690 |
523,0 |
Из данных, представленных в таблице 2.1, следует, что к концу 2009 г. численность гостиничных предприятий возросла на 2878 гостиниц, или на 59,80% по сравнению с 2005 г. и составляет 7690 гостиничных предприятий. (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 Количество гостиниц в России 2005-2009 гг.
Единовременная вместимость гостиниц увеличилась на 4,6% по сравнению с 2008 г. и 29,32% по сравнению с 2005 г. и составляет 523 тыс. чел. (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 Единовременная вместимость гостиниц, тыс. мест
Из данных таблицы 2.1 следует, что на одну среднестатистическую гостиницу приходится всего 65 мест, то есть на рынке гостиничных услуг преобладают малые гостиницы.
Лидеры рынка гостиничных услуг в России представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Лидеры гостиничных услуг России на 2009 г.
Город |
Количество гостиниц |
Санкт-Петербург |
251 |
Москва |
183 |
Екатеринбург |
39 |
Нижний Новгород |
31 |
Сочи |
28 |
Новосибирск |
24 |
Краснодар |
22 |
Казань |
20 |
Самара |
18 |
Иркутск |
16 |
Калининград |
14 |
Владивосток |
61 |