Тенденции развития гостиничного бизнеса в России и Приморском крае
Последние несколько лет были для России довольно благоприятными в сфере развития гостеприимства и, в частности, гостиничного бизнеса, даже, несмотря на кризис. Это выражается и в появлении отелей международных операторов, и в реконструкции многих старых гостиниц, открытии множества малых отелей и т.д. Распад СССР нарушил многие связующие элементы практически всех областей деятельности в республиках, включая и гостиничную сферу. Однако, после многих лет стагнации и застоя, теперь можно говорить о положительных изменениях, набирающих силу.
Лидируют по развитию гостиничных услуг такие города России, как Санкт-Петербург, Москва и Сочи. В числе тех регионов, где также наблюдается значительный рост этого рынка, - Калининград, Томская и Вологодская области, Урал и Краснодар. Дальний Восток пока не показывает столь же заметного уровня роста, однако и там он имеет место быть [39].
По оценкам специалистов Национального статистического агентства DISCOVERY Research Group в 2009 г. объем гостиничного бизнеса составил более 2 миллиардов долл., половина доходов которого приходилась на Москву, затем идут Санкт-Петербург, Сочи и Краснодарский край. Годовой рост объема рынка колебался в диапазоне от 20 до 25% . Всего на российском рынке в 2009 г. работало около 4 тыс. гостиниц, включая санатории и пансионаты [40].
Среднегодовая загрузка отелей на 2009 г. составляет 70-80% в Москве и 50-60% в регионах. Наибольший спрос приходится сегодня на гостиницы среднего ценового сегмента, дефицит которых ощущается во всех крупных городах России. Например, в Москве номерной фонд сокращен за счет сноса и реконструкции таких больших отелей, как "Россия", "Москва", "Интурист", "Спорт", "Минск" и ряда менее крупных объектов. В итоге многие гостиницы эконом-класса переполнены, а цены на их услуги растут. Номерной фонд российских гостиниц в 2009 г. составил более 410 тыс. мест, из них почти 72,5 тыс. пришлось на Москву [38].
В последние годы в России появились собственные национальные управляющие компании: "Амакс" (13 гостиниц в европейской части страны), Accord management group, "Интурист Хотел Групп" (созданный на базе ВАО "Интурист), "Алросо", "Русские отели", "Евразия", "Форстон" и др. По прогнозам DISCOVERY Research Group, в ближайшее время количество отечественных гостиничных сетей будет расти.
К тому же, сегодня в отрасль активно идет отечественный инвестор, которого уже не пугают большие сроки окупаемости проектов. По подсчетам London Consulting & Management Company, 5-звездный отель окупается за 10 лет при средней доходности 10-12%, 4-звездный - за 8-10 лет с доходностью 11-13%, 3-звездный - за 7-8 лет при доходности 15-17%. Именно поэтому 3-звездный сегмент в большей степени интересует российских инвесторов и иностранных операторов, и строительная активность будет проявляться именно на этом участке "фронта".
По данным Госкомстата, за последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20%, а на конец 2009 г. число гостиниц на рынке увеличилось на 9%. На начало 2010 г. в России работало порядка 260 гостиниц в составе сетевых цепочек (2 и более отеля под управлением одной компании). Крупнейшей российской сетью является «АЗИМУТ Сеть Отелей». В 2009 г. оборот «АЗИМУТ Сеть Отелей» составил $54 млн., темп прироста более 30% [40].
Традиционно при гостинице работает одно или несколько заведений общественного питания. Так, при 80% гостиниц имеется ресторан, немногим меньше - 76% располагают баром и 64% гостиниц имеют в своем распоряжении кафе. Помимо заведений общественного питания, часто при гостинице работают центры развлечений и спорта. Кроме того, большинство гостиниц имеет в своем распоряжении конференц-зал или бизнес-центр.
Во многих регионах страны продолжает ощущаться непропорциональность сегментов рынка, а именно небольшая доля отелей среднего, по мировым стандартам, уровня. Распределение на доли сегмента гостиничного бизнеса в РФ представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 Сегменты рынка гостиничного ресторанного бизнеса в РФ