Организация инновационного менеджмента
Практика требует наличие двух схем анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.
Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обосновании инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. Хотя такой анализ является трудоемким, он дает системную и полезную информацию.
Ограничение в сроках, дефицит специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.
Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному и доступному кругу параметров.
Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа:
- должны использоваться знания системного анализа исследуемого объекта;
- необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы;
- информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной. [15, с.17]
Внутреннее состояние системы описывается структурными параметрами, которые делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность, запас ресурсов (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых) и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов и организационного потенциала, а также к управляющему воздействию.
Что касается персонала предприятия, то здесь к ресурсным параметрам можно отнести квалификацию, сотрудничество, навыки и опыт, средний возраст коллектива, а к функциональным параметрам: уровень профессионально-квалификационного разделения труда, специализации и совмещения. Кооперации; учет личных характеристик сотрудников и руководителей и др.
Инновационный климат - это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели.
При оценке инновационного микроклимата объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом - их влияние на инновационные цели и стратегии, т.е. определение инновационного макроклимата.
При оценке инновационного микроклимата объектом анализа являются микросреды, а предметом - их влияние на инновационный потенциал, т.е. определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на нее влияния (микросреда) представляется совокупностью стратегических зон. [15, с.17-18]