Предложения по повышению эффективности работы автопарк № 1
Издержки на транспортировку включают все составляющие затрат на элементарные логистические операции, из которых она состоит, причем подавляющая часть этих затрат, как правило, приходится непосредственно на процесс перевозки.
К переменным относятся затраты на:
Ø топливо, смазочные материалы, электроэнергию, движенческие операции;
Ø техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы);
Ø заработную плату водителей (персонала, непосредственно выолняющего перевозку);
Ø амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега (моторесурса), и др.
К постоянным затратам обычно относят:
Ø затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);
Ø расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;
Ø накладные и прочие расходы.
Жесткой границы между постоянными и переменными расходами нет, и для каждого вида транспорта имеется специфика их определения. Существенные особенности имеются в количестве и способах оценки затрат в международных перевозках (смешанных, комбинированных, интермодальных и др.). Например, логистические составляющие издержек на международную транспортировку грузов включают расходы на:
Ø подготовку продукции к отгрузке (проверка качества, количества, маркировки, упаковки и т.п.);
Ø погрузку-разгрузку внутри страны;
Ø хранение в пунктах перевалки грузов, терминалах, складах временного хранения и т.д.;
Ø перевозку грузов до погранпереходов, портов или до транспортных средств, следующих за границу;
Ø погрузку на транспортное средство (автомобиль, судно, вагон), в том числе в пункте перехода границы;
Ø перевозку международным транспортом;
Ø оплату за страхование и таможенное декларирование;
Ø выгрузку груза в пункте назначения;
Ø оплату таможенных пошлин, налогов и сборов;
Ø оплату по доставке груза на склад грузополучателя и др.
Наличие той или иной конкретной совокупности затрат будет зависеть от базисных условий поставки, установленных договором купли-продажи. Транспортная составляющая в цене товара при импорте-экспорте в мировой практике обычно определяется на условиях франко-граница страны продавца или покупателя.
Отдельные логистические издержки в транспортировке могут быть сгруппированы или дифференцированы по определенному звену логистической сети в цепи поставок. Например, если таким звеном является таможня, то для нее могут быть выделены такие составляющие затрат, как:
Ø таможенная пошлина;
Ø налог на добавленную стоимость;
Ø акцизы;
Ø сборы за выдачу лицензий таможенными органами;
Ø сборы за выдачу квалификационного аттестата;
Ø сборы за таможенное оформление груза;
Ø таможенные сборы за хранение товара;
Ø таможенные сборы за таможенное сопровождение товара;
Ø плата за информационные и консалтинговые услуги, и другие статьи.
Транспортные издержки являются базой для определения тарифов на услуги логистических посредников: транспортных и транспортно-экспедиционных (стивидорных) фирм, операторов мультимодальной перевозки, агентов, брокеров и др.
Система транспортных тарифов, по которым осуществляются расчеты между грузоотправителями, грузополучателями и транспорт-но-логистическими посредниками, зависит от вида транспорта и способа перевозки. Уровень тарифов определяется из условия возмещения затрат на транспортировку и получения планируемой (нормативной) прибыли.
Расчеты в международных перевозках между грузовладельцами и транспортными организациями железнодорожного и морского транспорта ведутся по действующим фрахтовым и тарифным ставкам на основе договоров или по договорным ценам на базе коносаментов.
В зарубежных странах используются свои системы тарифов для различных видов транспорта или общие (например, в странах ЕС), в основу построения которых заложена, как правило, дифференциация в зависимости от расстояния перевозки, вида (рода) груза, объема отправки. Большое значение для логистического менеджмента имеет соответствие грузовой отправки транзитной (минимальной) норме, так как в этом случае транспортный тариф значительно меньше. Особенно актуально это для автомобильного транспорта.
Очевидно, что по разным группам грузов издержки будут существенно отличаться. Проведенная по результатам анализа матрицы АВС-XYZ рациональная структура существенно повлияет на издержки КУП "Минсктранс", филиал "Автобусный парк №1".