Оценка внешнего окружения ЗАО «Научные приборы»
Главные потребители ЗАО «Научные приборы» - это войсковые части РФ, расположенные в разных городах, заводы ОАО «СУАЛ», одно из московских ФГУП НТЦ и производственные предприятия Санкт-Петербурга. Организация экспортирует аналитическое оборудование в страны ближнего и дальнего зарубежья: Украину, Казахстан, Бельгию, Черногорию, Нигерию и т.д. Такая структура потребителей имеет свои положительные стороны - нет необходимости в постоянном поиске заказчиков; низкие затраты на маркетинговые усилия. ЗАО «Научные приборы» регулярно участвует в российских и международных специализированных выставках: «Фотоника», CeBit и других российских и международных форумах.
Отрицательные моменты - это то, что войсковые части и ФГУП имеют бюджетное финансирование, поэтому оплата продукции и НИОКР происходит по определенному плану, что влечет за собой слабую функцию планирования в организации.
Самый широкий спектр связей организация имеет с контрагентами - поставщиками материалов, комплектующих, услуг и транспортными организациями родного Санкт-Петербург, что составляет более полутора сотен предприятий. Среди них такие как ЗАО«Технологический центр инструмент», ОАО «Металлоптторг», ООО «Балтийская химическая компания», ООО «Инструментальная компания № 1», ООО «Кей», ООО «Крис Макро», ООО «Грузовозофф», UPS, DHL, ООО «ВестПост»,
ООО «Лист СПб», ООО «Подшипник-Контракт», ООО «Техснаб», ООО «Электропром», ЗАО «Светалана-Рентген», и прочие - список весьма обширен.
Годами отлаженной работы определен круг основных поставщиков и меняется крайне редко. С одной стороны, это удобно и выгодно, но с другой - не проводится мониторинг рынка поставщиков продукции и не отслеживаются новинки, появляющиеся на рынке. Иногда при необходимости закупки определенных материалов и комплектующих возникают проблемы связанные с тем, что требуется очень небольшие количества товаров и не все контрагенты хотят продавать товар мелкими партиями. Например, при закупке алюминиевого сплава определенной марки в компании, которая поставляет металл из Финляндии невозможно добиться срочной поставки, т.к. компания осуществляет транспортировку металла со складов в Финляндии только 1 раз в месяц или же в случае крупного заказа.
Некоторая, особо уникальная, часть комплектующих и материалов закупается напрямую в Европе и США. Импортные компоненты накладывает требования наличия неснижаемого запаса на складе из-за возможных непредвиденных задержек на таможне. Среди поставщиков такие компании, как BJB Enterprises (США), Nutfield Technology, Inc. (США), August Steinmeyer GmbH (Германия), KETEK GmbH (Германия) и т.д. Необходимость в импортных товарах возникла из-за невозможности найти аналогичные товары такого же качества предприятий РФ.
В-первую очередь предприятие оценивает поставщиков по двум параметрам - качество товара и его цена. Однако, существует система отбора и оценки поставщиков: поиск и отбор фирмой потенциальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и др.; оценка поставщика с точки зрения обеспечения поставок продукции требуемого качества, в нужные сроки, по приемлемой цене и других критериев, проводимая как на стадии поиска, так и в процессе работы с уже поставщиком, на которого пал выбор.
Поставщик выбирается из многих путем объявления конкурса, изучения соответствующих фирменных каталогов, анализа рекламных объявлений в печати, посещения выставок, ярмарок и т.п. В результате формируется перечень потенциальных поставщиков, по которому ведется дальнейшая работа. Критерии отбора могут быть разные, при этом, независимо от специфики отрасли важнейшие:
· качество поставляемой продукции;
· цена;
· ассортимент;
· надежность поставки (соблюдение обязательств по срокам поставки, ассортиментное и количественное соответствие условиям договора поставки);
· условия оплаты;
· расстояние от поставщика до потребителя;
· качество обслуживания.
Для объективного повышения оценки потенциального поставщика можно использовать услуги специализированных агентств, одна из функций которых - подготовка справок о поставщиках. По условиям заказа такая справка предназначена для использования исключительно заказчиком и не подлежит передаче другим фирмам. Окончательный выбор поставщика является в той или иной мере волевым актом принимающего решение лица. Для решения задачи выбора поставщика и оценивания качества его работы применяются автоматизированные системы (например, IBM Computerised Vendor Selection System), возможно также применение экспертных систем. Фирмы, работающие по системе Kanban, обычно пользуются услугами основного поставщика ("одно комплектующее изделие - один поставщик"). Оценка качества работы уже отобранного поставщика проводится по итогам его деятельности за год, полугодие и т.д. с участием заинтересованных подразделений фирмы - снабженческих, технологических, конструкторских и других. Оценка может проводиться по заранее разработанной шкале оценок качества работы, вычислением рейтинга поставщика. Рейтинг поставщика ниже допустимой величины - договор поставки расторгается.
1 2