Оценка внешнего окружения ЗАО «Научные приборы»
Для организации внешней средой считаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Но набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды организации.
Для предприятия внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что предприятие не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Получается, может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия предприятия со средой, которое позволило бы ему поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для достижения его целей, и тем самым давало бы ему возможность выживать в долгосрочной перспективе рынка.
Получается, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов компьютерной техники и системного анализа.
Структура внешнего окружения организации на рис. 16 и 17.
Рисунок 16. Среда прямого воздействия
Рисунок 17. Среда косвенного воздействия
Элементы внешней среды предприятия:
· конкурирующие компании
· контрагентов (поставщиков, экспедиторов и т.п.);
· банки, финансовые организации;
· государственные контролирующие органы (налоговые, статистические, таможенные и др.);
· инвесторов;
· потребителей (заказчиков);
· органы лицензирования и сертификации;
· профессиональные союзы и ассоциации;
· средства массовой информации;
· внешних аудиторов и независимых аналитиков;
· и другие.
Любая организации при взаимодействии с элементами окружающей среды необходимо иметь информацию об этих элементах. В частности, предприятие должно иметь информацию о банках, потребителях, контрагентах - можно ли с данной компанией иметь дело, каково ее положение на рынке товаров (услуг), не грозит ли ей банкротство. Также необходимо понимать какие требования предъявляют государственные и контролирующие органы с целью проверки выполнения организацией требований законодательства. Предприятие имеет инвесторов, то в первую очередь, оно должно отчитываться о своей экономической и финансовой стабильности, потенциале на рынке товаров (услуг), поскольку инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств инвесторов.
ЗАО «Научные приборы» не исключение, а потому предприятие гармонично взаимодействует практически со всеми перечисленными элементами внешней среды. Для обеспечения своей финансовой деятельности организация непосредственно работает с несколькими банками Санкт-Петербурга, причем, стабильно с одними и теми же, практически с момента своего основания. Фирмой получены все необходимые сертификаты и лицензии для осуществления основных видов деятельности. Инвесторы никогда не привлекались и обходились собственными силами предприятия.
Исследование рынка и конкурирующих компаний как таковых не проводилось, ведь продукция узкоспециализированная и выполняется под конкретный заказ. Фирмы, выпускающие подобного рода продукцию, естественно присутствуют не только на Российском рынке, но и в Петербурге, однако, это сильно не влияет на спрос потребителей. Технология заключения государственного контракта следующая: государством объявляется конкурс на изготовление продукции или выполнении работ; потенциальные исполнители представляют пакет технической и уставной документации; после рассмотрения заявки на участие в конкурсе и изучении технической документации комиссия объявляет результат и с выигравшим предприятием заключается контракт.
1 2