Современные требования к организации деятельности туристической компании
Эффективный организационно-экономический механизм развития рынка туристских услуг позволяет в достаточном объеме выполнять и реализовывать стоящие перед ним цели и задачи, а также способствует осуществлению социально-экономической миссии развития национальной туристской хозяйственной системы. Развитие рынка туристских услуг позволит создать в России современную высокоэффективную и конкурентоспособную туристскую индустрию, обеспечивающую, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны.
Туристский рынок представляет собой открытую систему, состоящую из множества элементов, каждый из которых занимает определенный удельный вес в общем объеме туристского рынка; их расположение, порядок и внутреннее строение представляет собой определенную структуру туристского рынка.
Как и любой другой рынок, туристский рынок выполняет многочисленные функции. Функция рынка туристского продукта - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль рынка в достижении экономических целей общества.
Современный туристский рынок выполняет следующие функции:
согласование производства и потребления туристских продуктов, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре;
установление ценностных эквивалентов для обмена туристских продуктов;
обеспечение экономического стимулирования эффективности производства туристских продуктов (побуждение производителей туристских услуг к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением прибыли);
обеспечение экономичности потребления туристских продуктов (сокращение издержек обращения в сфере потребления и обеспечение соразмерности спроса населения на туруслуги с заработной платой).
Большинство туристских предприятий работает в условиях монополистической или олигополистической конкуренции.
Туристский рынок имеет различную качественную структуру.
Потенциальный рынок представляет собой клиентов, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг, и составляет в России около 10% жителей. Однако одного желания для существования рынка недостаточно. Потенциальные туристы должны располагать средствами для покупки и иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Именно они и будут составлять действительный рынок. Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который в приведенном примере составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного. При всем при этом туристское предприятие чаще всего работает не на всем рынке, а предпочитает концентрировать свои усилия на каком-то определенном сегменте - целевом рынке.
Туризм как рыночная система функционирует благодаря механизму спроса и предложения, процессу их постоянного взаимодействия, адаптации и координации.
Таким образом, в настоящее время существует система организации деятельности туристского предприятия, которая учитывает особенности туристической услуги и ее потребителей.
Поэтому управление процессом организации деятельности туристского предприятия необходимо строить также с учетом этих особенностей.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ (ООО «Планета Земля»)