Современные требования к организации деятельности туристической компании
Туристские агентства являются более многочисленным классом предприятий туристского бизнеса, по своей численности они в несколько раз превышают число туроператоров. В отличие от туроператоров они более гибко приспосабливаются к текущей конъюнктуре туристского рынка. К тому же создание или ликвидация турагентства не связаны с большими организационными и финансовыми усилиями. По данным статистики, в 2010 г. в России имели лицензию около 12,7 тыс. туристских агентств, в среднем одно агентство продавало около 400 туров в год. При этом несколько десятков самых крупных турагентств реализовывали по 4-6 тыс. туров в год, а большинство небольших агентств ограничивалось продажей не более 100-200 туров в год.
Основные задачи и обязанности, которые выполняет турагентство:
продвижение турпродукта на местном рынке. Создание и распространение рекламы в масштабе торговой территории турагентства;
адаптация турпродукта к местным условиям. Имеются в виду организация проезда клиента к месту сбора и выезда в турпоездку, бронирование гостиницы в месте сбора и т. п.;
контакты с местными клиентами. Поиск возможных потребителей туристских услуг и передача им необходимой информации о предлагаемых турах;
переговоры с клиентом. В случае согласия клиента на приобретение тура обсуждение с ним конкретных условий поездки: маршрута, программы, дат, содержания и качества пакета услуг, цен и др. Передача заявки клиента туроператору на предмет ее подтверждения;
продажа тура. После получения от туроператора подтверждения о бронировании тура принятие от клиента авансовой или полной оплаты его стоимости, заключение публичного договора, оформление туристских документов и пересылка туроператору загранпаспорта клиента на предмет оформления иностранной въездной визы;
перевод денег за проданный тур туроператору. Исполнение ежемесячной отчетности перед туроператором о проданных турах;
информирование клиента о дате, месте, времени отъезда за границу, номере рейса, таможенных и пограничных формальностях, условиях страхования, условиях пребывания в стране путешествия и других полезных сведениях;
работа с претензиями. Рассмотрение жалоб клиентов на неудовлетворительное обслуживание во время туристской поездки за границу и принятие по ним соответствующих решений.
Для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности туристской деятельности фирмам целесообразно тщательно изучать механизм функционирования туристского рынка.
Рынок туризма можно определить как механизм, позволяющий сбалансировать спрос и предложение на различные товары или услуги туристского предприятия в условиях конкуренции. Размер рынка определяется числом покупателей, которые приобретут предложенный туристский продукт.
В структуру организационно-экономического механизма развития рынка туристских услуг включаются структурные элементы, отраженные на рисунке 4.
Рис.4. - Организационно-экономический механизм развития рынка туристских услуг
Реализация внутренней тактической и стратегической политики государства на основе принятия законов, постановлений и других нормативных актов приводит к использованию организационно-распорядительных методов управления функционированием рынка туристских услуг.
Эффективность экономической составляющей рынка туристских услуг зависит от эффективности совокупного применения рыночных рычагов регулирования. Такими рычагами являются развитие и применение концепции маркетинга на разных уровнях управления в сфере туризма: от уровня страны и регионов до туристских предприятий, развитие внешнеэкономической деятельности региона. По мере углубления финансово-экономических отношений роль рыночных рычагов регулирования рынка туристских услуг будет иметь все более возрастающее значение.