Правовые основы организации архивного дела Российской Федерации
В этом параграфе рассмотрим органы управления архивным делом на федеральном уровне, на уровне субъекта РФ и на муниципальном уровне. Главным документом, на котором строится организация архивного хранения документов является Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее Закон), который регулирует отношения владельцев и пользователей архивными документами в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов независимо от формы их собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации (2, с. 37). Новая редакция Федерального закона "Об архивном деле в РФ", состоящего из девяти глав, была опубликована 27 октября 2004 г. и вступила в силу с момента опубликования. Позднее, 4 декабря 2006 г. в документ были внесены некоторые изменения.
Настоящий закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в России в интересах граждан, общества и государства.[4]
В ст. 3 даны основные понятия, применяемые в Законе, рассмотрим некоторые из них.
Под архивным делом в Законе (п. 1) понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.[9]
Закон гласит, что архивный документ (п. 2) - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет свои реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежащий хранению в силу его значимости для граждан, общества и государства.
Впервые в законе даны определения понятий "документ Архивного фонда Российской Федерации" (п. 4, архивный документ, прошедший экспертизу ценности, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению) и "документ по личному составу" (п. 3 архивные документы, отражающие трудовые отношения работодателя с работником). Тем самым повысился статус документов по личному составу в деле их упорядочения и сохранения. Также даны трактовки двух понятий "временное хранение" - для архивных документов в целом и для документов АФ РФ, п. 13 и 14 (1, с. 50).
Согласно Закону (п. 9) архив - это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.[5]
Также в Законе введены новые понятия, такие как "владелец архивных документов" - это государственный орган, орган местного самоуправления, либо юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение и пользование архивными документами. Введено понятие "пользователь архивных документов" - государственный орган, орган местного самоуправления, либо юридическое или физическое лицо, обращающееся к архивным документам для получения и использования необходимой информации.
Для документов Архивного фонда Российской Федерации (далее АФ РФ) нормативно подтверждены старые и закреплены новые сроки временного хранения документов в организациях до поступления в государственные или муниципальные архивы. В ст. 4 прописаны полномочия муниципальных образований в области архивного дела; в ст. 6 - состав АФ РФ и порядок включения в него архивных документов, особенности гражданского оборота документов.[8]
Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов возможно только в соответствии с федеральным законодательством. Изъятые как вещественные доказательства, они подлежат возврату собственнику или владельцу. Статья 12 Закона посвящена защите прав собственности на архивные документы. В ней говорится, что изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещено. К сожалению, Закон не содержит норм, устанавливающих порядок изъятия этих документов (2, с. 38).