Методы определения культуры и факторы, влияющие на нее
4. Критерии определения вознаграждений и статусов.
Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий, которые обычно привязаны к определенным образцам поведения, указывают на ценности, имеющие значение для организации.
5. Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения.
Критерии кадровых решений могут помочь или помешать укреплению существующей в организации корпоративной культуры.
Для оценки корпоративной культуры на практике разработаны три подхода:
§ исследователь «погружается» в культуру и действует как глубоко сопричастный наблюдатель, пытаясь стать «аборигеном» организации;
§ исследователь использует образцы языка документов, отчетности, бытующих в организации рассказов и бесед, стремясь выявить элементы культуры;
§ исследователь пользуется вопросниками, проводит собеседования для оценки конкретных проявлений культуры.
В изучении корпоративной культуры можно выделить несколько методов:
. Метод системного анализа.
. Статистические методы, они представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Статистические методы, используемые при оценке корпоративной культуры организации.
организационный культура рабочий команда
3. Методы опроса.
4. Социометрические методы.
Голландский исследователь Герт Хофштеде изучил сходства и различия культур в разных странах. Для этого он разработал методику исследования, которое провел в офисах IBM в 40 странах. В общей сложности было обработано 116 000 анкет. Первоначальные результаты были сведены к четырем аспектам, характеризующим схожесть и различие культур: стремление избегать неопределенность; мужественность - женственность; индивидуализм - коллективизм; дистанция между людьми, имеющими различный статус.
Создание корпоративной культуры, если этим не заниматься специально, происходит стихийно, она складывается из «обломков» культур, привнесенных разными людьми из предыдущих коллективов.
В становлении культуры первостепенную роль играет руководитель предприятия. Дальновидные руководители преуспевающих предприятий рассматривают корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников компании на общие цели и ценностные установки, мобилизовывать инициативу коллектива, обеспечивать преданность делу и компании, облегчать общение и достигать взаимопонимания.
Более глубокое осознание культурных аспектов групп организаций необходимо не только для понимания происходящего в них, но и для определения основных задач лидеров и лидерства. Организационная культура создается также усилиями лидеров, и одна из очевидных функций руководства должна состоять в создании культуры, в управлении ею или даже в ее уничтожении.
Ни культура, ни руководство не могут быть понятны сами по себе, в отрыве друг от друга. Единственной, действительно важной проблемой руководителя является задача создания культуры и управления ею.
Таким образом, если в организации необходимо провести «культурные изменения», то для начала необходимо изучить и измерить сложившуюся корпоративную культуру. Это можно сделать посредством различных методов оценки эффективности корпоративной культуры, самые распространенные из них: статистические, социометрические, методы системного анализа, опросы.