Методы определения культуры и факторы, влияющие на нее
Новые условия хозяйствования, динамизм внешних условий, повышение образовательного уровня персонала и изменение мотивации способствовали развитию организационной культуры и потребовали от менеджмента пересмотра традиционных управленческих теорий и базирующихся на них методов регулирования трудового поведения и мотивации.
Управленческие службы изменили отношение к культуре организации и активнее стали использовать ее как фактор повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления.
Условно рассматривают три уровня культуры в бизнесе:
1. национальная культура;
2. организационная культура данной организации;
. управленческая культура/«стиль руководителя» - как руководитель реализуется в своих действиях.
Эдгар Шейн предлагает рассматривать 3-хуровневую структуру организационной культуры:
1. Познание культуры организации начинается с «поверхностного» или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п.
2. «Подповерхностный» уровень - изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке.
. «Глубинный» уровень - включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринимать атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Показатели анализа организационной культуры:
§ Разделяемость взглядов.
§ «Широта» - величина, характеризующая количественное отношение членов организации, для которых данная организационная культура является доминирующей, к общему коллективу членов организации.
§ Конфликт - ситуация, в которой определяющей является не одна организационная культура, а несколько.
§ «Сила» - степень проявления организационной культуры и ее влияние на поведение персонала.
Управление организационной культурой осуществляется с помощью таких мер, как контроль за ее состоянием со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; а также широкое использование символики, обрядов, ритуалов.
Основными методами поддержания корпоративной культуры являются:
1. Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров.
Своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.
2. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы.
Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере.
3. Моделирование ролей, обучение и тренировка.
Аспекты организационной культуры усваиваются подчиненным через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе.