Понятие, элементы и типы организационной культуры
§ функция общественной памяти, сохранения и накопления человеческого опыта;
§ рекреативная - восстановления духовных сил в процессе восприятия или включения в культурную деятельность.
Кроме общей культуры в организации может быть много «локальных» субкультур: уровней, подразделений, профессиональных, региональных, национальных, возрастных, половых и других групп.
В организации может существовать также и контркультура. Данный вид появляется в период стресса или кризиса, когда существующая система поддержки рушится, и люди пытаются восстановить какой-то контроль над своей жизнью в организации.
Типология организационной культуры столь же разнообразна, как и её понятие. Один из вариантов классификации дал американский исследователь Уильям Оучи, который выделил три основных вида:
. Рыночная культура, которая характеризуется господством стоимостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником власти в рамках такой культуры является собственность на ресурсы.
. Бюрократическая культура, основанная на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит должность членов организации.
. Клановая культура, дополняющая предыдущие. Ее основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней. Источником власти здесь служат традиции.
Теперь остановимся более подробно на типологии, предложенной Джеффри Зоненфельдом. В западном классическом менеджменте она является общепринятой. Зоненфельд различал четыре типа культур - baseball team, club, academy и fortress. Каждая из них имеет разный потенциал для поддержки состояния и успеха компании и по-разному сказывается на карьере работников.
«Бейсбольная команда» (baseball team) возникает в ситуации, где принимаются рискованные решения, реализуется немедленная и непосредственная взаимосвязь с внешней средой. В таких организациях временной интервал между фактом принятия решения и выяснением того, было ли решение правильным, минимален. Поощряется талант, новаторство и инициатива. Ключевые успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», и компании борются за них. Работники с невысокими показателями быстро «попадают на скамейку запасных».
«Клубная культура» (club) характеризуется лояльностью, преданностью и командной работой. Стабильные и безопасные условия способствуют поощрению преимуществ сотрудников за счет возраста, опыта и должностного положения. Повышение получают только работники этой компании, при этом карьерный рост происходит медленно и постепенно. От сотрудника ожидают, что на каждом новом уровне он должен постигнуть все премудрости данной работы и овладеть мастерством.
«Академическая культура» (academy) предполагает постепенный карьерный рост сотрудников внутри компании. В организации с академическим стилем корпоративной культуры набирают новых молодых сотрудников, которые проявляют интерес к долговременному сотрудничеству и ничего не имеют против медленного продвижения по служебной лестнице. Однако, в отличие от клубной культуры, работники здесь редко переходят из одного отдела в другой. У каждого есть свое специфическое направление, в котором он и совершенствует свой профессиональный опыт и мастерство.
«Оборонная культура» (fortress) может возникнуть в условиях необходимости выживания. При этой культуре нет гарантии постоянной работы, нет возможности для профессионального роста, так как компаниям часто приходится подвергаться реструктуризации и сокращать свой персонал, чтобы адаптироваться к новым внешним условиям.
По месту организации и степени влияния на нее выделяют такие типы культур, как бесспорная, слабая и сильная.
Бесспорная культура характеризуется небольшим количеством основных ценностей и норм, но требования к ориентации на них неукоснительны, является закрытой (закрытость культуры - это нежелание видеть недостатки, выносить сор из избы, стремление сохранить показное единство), подавляет персонал и становится решающим моментом мотивации.