Понятие, элементы и типы организационной культуры
Первые работы, в которых упоминались понятия «организационная культура», появились еще в начале 50-х годов прошлого века, однако сама проблема природы и содержания организационной культуры привлекла серьезное внимание исследователей только спустя несколько десятилетий. В последние года этим понятием стали пользоваться также исследователи организаций и менеджеры, обозначающие им общий климат организации и характерные методы работы с людьми, а также ее кредо и провозглашаемые ценности.
Большинство специалистов в области бизнеса соглашаются с тем, что организации, как и нации, имеют свою культуру. Для описания этого понятия пользуются различными терминами, близкими по смыслу, но несколько разнящимися по содержанию: «культура предпринимательства», «организационная культура», «деловая культура», «внутренняя культура компании», «корпоративная культура» и т.д.
Наиболее полным и отражающим понятие организационной культуры можно считать определение Эдгара Шейна, которое звучит следующим образом. Организационная культура - паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого является достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем.
В целом, понятие «организационная культура» складывается из нескольких элементов, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Элементы корпоративной культуры
Рассмотрим кратко каждый элемент:
Традиции компании - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых в организации между работниками, выступающих регуляторами отношений.
Миссия компании - основное предназначение, смысл существования организации, выраженный через те выгоды, которая организация несёт заинтересованным сторонам, в основном - клиентам.
Цели компании - конкретные конечные результаты, которых стремится достичь группа руководителей, акционеры компании; формулируются в процессе планирования, выработки стратегии компании.
Базовые ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм деятельности людей.
Стиль общения - способ ведения разговора, в котором проявляется отношение сотрудников в организации как между собой, так и с управляющим составом.
Модель поведения - устойчивый алгоритм действий, которые должны привести человека их выполняющего к определенной цели в ходе своей работы.
Корпоративная пресса - специализированное периодическое издание, целиком посвященное компании, рекламный инструмент для продвижения и поддержки бизнеса.
История компании - последовательность реально произошедших событий.
Девиз компании - слоган, который определяет путь, выбираемый фирмой для достижения своей цели и воплощения своей миссии. Девиз компании является неотъемлемой частью ее имиджа.
Важным элементом, связующим элементы организационной культуры, являются коммуникации. Именно в ходе взаимодействия и информационного обмена порождаются разделяемые представления и ценности. В.А. Спивак выделяет следующие функции организационной культуры:
§ продуцирование и накопление духовных ценностей;
§ оценочно-нормативная - сравнение реального поведения человека с идеальным;
§ регламентирующая и регулирующая - применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
§ опознавательная - способ включения в жизнь общества;
§ смыслообразующая - участие культуры в определении человеком смысла в жизни, своего существования;
§ коммуникационная - через ценности, принятые обществом, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание членов общества и их взаимодействие;