Теоретические основы процессного подхода к управлению
Для эффективного применения процессного подхода в организации руководство должно грамотно уметь описывать процесс, чтобы потом компетентно управлять им, а также разрабатывать действенные меры по его улучшению.
Прежде чем описывать процесс организация должна четко понимать, какие процессы жизненно важны для ее существования, а какие являются второстепенными, менее значимыми.
Чаще всего процессы делят на три вида:
· основные (базовые) процессы, непосредственным результатом которых является выпуск продукции или оказание услуг,
· обеспечивающие процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления основных процессов,
· процессы менеджмента, результатом которых является повышение эффективности и результативности основных и обеспечивающих процессов.
На первом этапе описания процесса надо определить процессы в организации. Ключевым элементом в определении процесса является формулирование цели, которая отражает причину описания необходимого процесса и определяет его назначение.
Для того чтобы выделить деловые процессы, необходимо определить:
· потребителей продукции или услуг,
· продукцию или услуги, производимые в организации,
· виды сырья и их поставщиков.
На втором этапе определения делового процесса необходимо описать его внутреннюю структуру. Для этого требуется определить:
из каких процессов состоит моделируемый процесс,
как эти процессы взаимодействуют между собой.[2]
Также при описании процесса необходимо указывать следующие характеристики:
· Полное наименование и код процесса,
· Определение и цель процесса,
· Владелец, руководитель, исполнители процесса,
· Нормативы процесса,
· Входы и выходы процесса
· Необходимые ресурсы,
· Процессы поставщиков и потребителей
· Измеряемые параметры процесса,
· Показатели результативности и эффективности процесса.
Деятельность по управлению процессами включает в себя последовательность 4 этапов управления, определенных стандартами ИСО 9000:2005:
. Планирование - включает в себя установление целей процессов, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов.
. Выполнение - реализация запланированных работ.
. Контроль - сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений. Осуществляется посредством:
· Мониторинга процесса - системное наблюдение за процессом во время его выполнения
· Измерения процесса - системное измерения характеристик процесса, а также его результативности и эффективности.
· Анализа процесса -оценка результативности и пригодности введенных операций в текущем виде.
4. Улучшение - принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов.
Также следует отметить, что любой процесс не может быть идеальным все время. Жизнь вокруг меняется, а вместе с ней и интересы организации. Поэтому все процессы нуждаются в улучшении, без которого они очень быстро теряют свое полезное действие.
Основными мотивами к улучшению качества процессов служат несколько причин:
) выявление и искоренение причин и последствий брака.
При возникновении брака необходимо проанализировать, какие причины могли бы послужить для его возникновения. Существует множество способов для выявления этих причин, например диаграмма Исикавы, диаграмма связей.
1 2