Система управления государственной службой
Государственная (гражданская) служба страны реформируется уже 12 лет. Характерной особенностью этого процесса было то, что за все это время вопреки общепринятой практике, для данной отрасли деятельности не предусматривалось реально никакого органа управления. Все попытки предложить что-либо по этому вопросу были проигнорированы. Создавалась государственная, а теперь гражданская служба, которая целиком вверялась политическим руководителям государственных органов. Опыт показал, что из такого конструирования ничего путного не получается. Однако проблема управления гражданской службой и поныне находится лишь на начальной стадии решения. Тоталитарное мышление по-прежнему держит в плену наших политических руководителей и особенно депутатов Государственной Думы, а также представителей регионов Совета Федерации. В 2003 г. Федеральное Собрание приняло рамочный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», но «система» без органа управления не может называться системой.
Начиная с 1993 г. в России проводится административная реформа. В связи с этим Федеральное Собрание приняло ряд законов, достраивающих и нормализующих властную вертикаль.
Помощь законодателям в работе над проблемами государственной службы оказывает Президент РФ В. В. Путин, который принял ряд указов, нормализующих деятельность, прежде всего, федеральных органов власти. В частности, им был принят Указ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Но под «системой» здесь также понимается деление государственной службы на три вида, а об органах управления гражданской службой и всей государственной службой ничего не сказано.
Предполагается, что на основе этого указа должно быть покончено с раздробленностью и несобранностью федерального уровня управления.
Согласно данному указу основными органами исполнительной власти на федеральном уровне будут министерства, осуществляющие функции по принятию подзаконных нормативных правовых актов. Им подчинены службы и агентства. В каждом министерстве службы осуществляют функции по контролю и надзору, а агентства - оказанию государственных услуг в данной сфере деятельности. Эта тройственная схема органов исполнительной власти, судя по всему, действительно сможет избежать тех недостатков и ошибок, которые были свойственны им до настоящего времени. И главное, она нацелена на необходимое оживление гражданской службы, придания ей действенности за счет наделения властными полномочиями. Гражданские служащие, в особенности в агентствах и службах, в значительной мере начнут активно влиять на управленческую политику, принятие вторичных государственных решений станет для них повседневной практикой.
Очевидно, что и в субъектах Федерации будут приняты аналогичные правовые нормы по реформированию государственного аппарата.
Серьезным препятствием в деле оптимизации гражданской службы субъектов Федерации является отсутствие единого Сводного реестра должностей государственной гражданской службы РФ, который бы включал все уровни государственного управления снизу доверху.
Таким образом, гражданская служба субъектов Федерации пока что еще недостаточно определилась как информационно (нормативно), так и организационно. В большинстве случаев она представляет собой простой или слегка модифицированный повтор ранее существовавших структур. При этом наблюдается большой разброс в названиях этих структур. Отсутствие единых методологических подходов к проектированию структур регионального управления создает определенные трудности при идентификации органов и должностей гражданской службы различных субъектов Федерации. Кроме того, это ведет к дублированию функций различными подразделениями и отдельными работниками, раздуванию штатной численности персонала, быстрому обюрокрачиванию управленческих структур.
Это обстоятельство как раз и делает гражданскую службу плохо организуемым политическим субъектом, не приносящим должной отдачи российскому обществу.
Вполне очевидно, что организация государственного управления в большей степени, чем другие организационные структуры, нуждается в современном высококлассном информационном обслуживании, потому что административно-управленческая деятельность органов власти, особенно обоснованность управленческих решений, во многом зависит от унифицированности, полноты и качества информационных ресурсов, которыми они обладают.
Качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства - эти и другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи - формирование в России единого информационного пространства, обеспечивающего необходимую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Эта задача была сформулирована в правительственной программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)», принятой в начале 2002 г.
1 2