Теория справедливости С. Адамса
Таблица 2.1 - Влияние недоплаты и переплаты на мотивацию работников при сдельной и повременной форме оплате труда
Форма оплаты |
Недоплата |
Переплата |
Сдельная |
Повышение количества при худшем качестве |
Повышение качества при меньшем количестве |
Повременная |
Более низкое качество и (или) количество - в зависимости от того, чего легче достичь |
Более высокое качество и (или) количеством - в зависимости от того, что лучше устраняет чувство несправедливости |
Из теории Адамса вытекает также ряд общих рекомендаций для менеджеров:
. Менеджеры должны систематически наблюдать за восприятием сотрудниками соотношения их вклада и вознаграждения и предотвращать формирование чувства несправедливости.
. Следует по возможности максимизировать оплату труда и особо избегать появления у работников чувства недоплаты, так как это снижает производительность и нежелательно само по себе (поскольку вызывает неудовлетворенность). Снижение производительности тем выше, чем большее число работников одного уровня негативно оценивают свое положение.
. Критерии измерения вклада подчиненных в общую работу и их вознаграждения должны быть изложены в понятной форме и сообщены всем еще до начала работы.
. Работников больше интересует не абсолютный уровень их вознаграждения, а оплата по сравнению с коллегами. Это можно использовать при ограниченности ресурсов вознаграждения. Для повышения мотивации менеджеры должны распределить их так, чтобы хоть немного поощрить лучших работников.
. Дифференциация доходов стимулирует повышение производительности у работников, способных добиваться результатов выше средних. Однако это происходит лишь при условии точного измерения результатов труда.
. Следует стремиться минимизировать трудовые затраты, ограничивая тем самым возможности появления чувства несправедливости.
. Изменения во взаимоотношении оплаты и затрат следует проводить прежде всего у работников, имеющих возможности сравнивать свое положение с положением коллег.
. Целесообразно минимизировать возможность смены сотрудников, используемых для сравнения в качестве эталона, т.е. смены эталонов.
. Следует избегать изменений в вознаграждении, не соответствующих самооценке работника, как в сторону занижения, так и в сторону завышения, ибо те и другие, хотя и в разной степени, негативно влияют на мотивацию.
1 2