Теория двух факторов Ф. Херцберга
Теория двух факторов Херцберга получила широкое распространение, хотя большинство исследований, проведенных для ее более глубокой проверки, не смогли однозначно подтвердить ее выводы. Рекомендации этой теории используют на практике многие компании. Так, с ее помощью, ряд американских компаний (Procter & Gamble, IBM, U.S. Air Force, American Airlines) заметно повысили мотивацию служащих. В частности, они использовали выводы Херцберга о мотиваторах при разработке и реализации программ по обогащению труда, повышению его привлекательности.
Например, на одном из заводов уборщикам помещений разрешили самостоятельно решать все проблемы по ведению хозяйства и поддержанию помещений в чистоте. Они сами стали распределять между собой обязанности, общаться с торговыми посредниками и заказывать необходимый инвентарь, а также рассматривать поступающие на их работу жалобы. Это повысило ответственность работников, усилило их мотивацию, сократило количество кадров и количество прогулов. Причиной таких позитивных перемен явилось повышение удовлетворенности работников трудом и организационной идентификации.
В качестве практических рекомендаций для менеджеров, вытекающих из позитивного опыта использования программ по обогащению труда, можно назвать следующие:
1) сотрудники должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы;
2) им необходимо создавать условия для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста);
) им следует предоставить возможность самостоятельно составлять расписание своей работы;
) они должны нести определенную материальную ответственность;
) они должны иметь возможность открытого и приятного общения с руководителями всех уровней управления;
) они должны отчитываться за работу на доверенном им участке.
Процессуальные теории мотивации
1 2