Основные задачи корпораций в России
корпорация предпринимательство картель трест
В различных отраслях экономики России корпоративное управление развивается различными темпами, от очень высокой степени до самых его начальных форм, граничащих с его отсутствием. Наиболее мощные корпорации созданы в топливодобывающих отраслях и электроэнергетике (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", "Сибнефть" и др.). Положение с корпоративным управлением в других отраслях экономики России можно считать находящимся на недостаточном уровне.
Несмотря на различие форм корпоративных объединений, которые влияют на степень хозяйственной самостоятельности входящих в них предприятий, можно очертить основной круг задач корпоративного управления, хотя в конкретном объединении отдельные задачи не будут входить в функции корпорации.
Главные задачи:
· установление и регулирование взаимных производственных, научно - технических и финансовых связей между предприятиями, входящими в корпорацию;
· контроль деятельности предприятий органом управления корпорацией, который заключается в определении их стратегии, политики, выбора долгосрочных целей и программ, определения направлений хозяйственной деятельности, проведения анализа и оценки хозяйственной и финансовой деятельности;
· создание организационно-экономических центров и назначение главных администраторов по основным направлениям деятельности корпорации;
· приведение в порядок финансово-экономической деятельности (составление бюджета по периодам, введение внутренних цен и расчетов между связанными предприятиями);
· разработка структурированной законодательной и нормативной базы по регулированию корпоративной деятельности и внутрикорпоративных отношений.
Для адекватного требованиям рынка развития компаний в первую очередь нужно говорить о необходимости повышения уровня управленческого образования, как среди собственников компаний, так и среди высшего и среднего менеджмента организаций. Сейчас можно наблюдать развитие этого процесса, выраженное в попытках принимать на должности высшего руководящего аппарата профессиональных менеджеров, привлекать к выстраиванию систем управления профессиональных консультантов по менеджменту. Однако процесс идет долго и неоднозначно. Связано это не только с нестабильностью экономической ситуации в России, но и с недостаточным уровнем образования владельцев компаний в области управления организациями, порождающим естественный страх оказаться "обманутыми профессионалами". [7, c. 277]
Следует отметить, что рассмотренные задачи на практике в России реализуются далеко не в полной мере, что обусловлено также недостаточным законодательным обеспечением.
Заключение
Корпорации выполняют очень важные для современного производства коммуникационные функции. Координируют производственные связи входящих в них предприятий, финансовые расчеты между предприятиями, взаимные поставки продукции; управляют номенклатурой и объемом выпускаемой предприятиями продукции, координируют разработку новых видов продукции и их составных частей, управляют процессами инвестиций, добиваются повышения качества продукции, координируют поставки сырья, материалов, комплектующих; образуют необходимую кооперацию производства, внедряют рациональную специализацию предприятий.
1 2