Методы выбора поставщиков
Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.
Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10 - бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. В таблице 1.1 представлен метод рейтинговых оценок.
Таблица 1.1 - Метод рейтинговых оценок
Критерий выбора |
Удельный вес критерия |
Оценка значения критерия по 10 - бальной шкале |
Произведение удельного веса критерия на оценку |
Надежность поставки |
0,30 |
7 |
2,1 |
Цена |
0,25 |
6 |
1,5 |
Качество товара |
0,15 |
8 |
1,2 |
Условия платежа |
0,15 |
4 |
0,6 |
Финансовое состояние поставщика |
0,10 |
7 |
0,7 |
Возможность внеплановых поставок |
0,05 |
4 |
0,2 |
ИТОГО: |
1 |
6,3 |
Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод оценки затрат.
Этот метод иногда называют затратно-коэффициентный метод или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
По существу это - разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.
В качестве примера, можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
1) маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
2) издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и другие);
) издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;
) затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и другие);
1 2