Спонтанное распределение ролей
Наблюдая за игрой в песочнице, можно определить распределение ролей в группе.
Обычно сразу проявляются лидеры, которые начинают предлагать, диктовать, нормировать и прочее. Таким образом, проясняется не только лидер, но и его направленность, созидательная или разрушительная, а также стиль руководства: демократичный или авторитарный.
Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист выявляет также и связи между членами группы. Набирается материал для социометрии.
В группе человек может проявить себя с неожиданной стороны. Этот показатель будет информативен только в том случае, если психолог имеет возможность индивидуального общения с кандидатом.
Организация работы в команде. Планирование
Для того чтобы действовать продуктивно, члены команды должны уметь следующее:
организовывать и координировать все работы в команде;
планировать свою деятельность и осуществлять контроль за исполнением заданий;
осуществлять ситуационный анализ.
Организация и координация работы
Первое условие
продуктивной деятельности команды - организация и координация работы.
Для реализации данного условия необходимо:
организовать работу по выполнению командой задания;
координировать работу членов команды;
обеспечивать взаимодействие с другими командами, службами или внешними партнерами.
Организация работы в команде включает:
Мотивацию деятельности всех ее членов;
Рациональную расстановку и распределение работ между членами команды;
Обеспечение условий, средств, материалов и ресурсов, необходимых для текущей работы команды.
В данном случае особую значимость приобретает деятельность руководителя (лидера) команды. Распределение работ и обеспечение необходимых условий являются обязательными действиями руководителя, но не ключевыми.
Основным содержанием работы руководителя команды является повседневное решение следующих управленческих задач:
установление и поддержание доброжелательной спокойной рабочей атмосферы в команде;
получение достаточных подтверждений того, что члены команды правильно поняли задание и прониклись необходимой ответственностью его качественного выполнения в срок;
формирование стремления к самостоятельной работе в среде доброжелательного взаимодействия с другими и без постоянного обращения к руководителю по вопросам, которые могут быть решены самостоятельно;
организация профессионального роста членов команды;
формирование повышенной активности и ответственности при возникновении непредвиденных обстоятельств, грозящих срывом работ.
Хороший руководитель -
это тот руководитель, при котором команда работает в нормальных условиях самостоятельно и ответственно. Главная задача руководителя -
поиск, организация и обеспечение возможностей нормального функционирования и развития команды в перспективе.
Результативная работа "на опережение" и предупреждающая нейтрализация возникающих помех - вот основное назначение и критерий ценности любого руководителя. В противном случае он становится обычным администратором, вязнет в "текучке" ежедневных забот и обрекает на провал подготовку и реализацию стратегических целей развития команды и организации в целом.