Жизненные циклы инноваций
Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности инноваций.
Наиболее важным является разделение инноваций на истинные и несущественные, что позволяет определить цели и объект инновационного управления.
Истинные инновации обеспечивают стратегические конкурентные преимущества, т.к. основываются на новых знаниях как фундаментального, так и прикладного характера.
Несущественные инновации обеспечивают только модификацию выпускаемого продукта и не затрагивают производственный потенциал предприятия.
Целью инновационного управления промышленным предприятием является постоянное внедрение истинных инноваций, создание и удержание на этой основе конкурентных преимуществ высшего порядка.
Необходимость постоянного внедрения инноваций кроется в цикличности их развития и причинах появления. В общем виде причинами появления инноваций являются:
изменение спроса;
новые научно-технические достижения;
изменения в поведении конкурентов;
изменения в ресурсном обеспечении.
Жизненный цикл инновации представляет собой определённый период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит продуценту и / или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.
Продуцент инновации - это производитель данной инновации.
Жизненные циклы инновации различают по видам инноваций. В каждой инновации можно определить базовую основу жизненного цикла с чётко выделенными стадиями.
Жизненный цикл нового продукта состоит из 7 стадий:
разработка нового продукта;
выход на рынок;
развитие рынка;
стабилизация рынка;
уменьшение рынка;
подъём рынка;
падение рынка.
Разработка нового продукта. Начало инновации всегда определяет ее дальнейшую судьбу (доходность, объём, денежную выручку). На этой стадии продуцент нового продукта организует инновационный процесс, то есть идёт поиск идеи, технико-экономического обоснования и создание нового продукта.
Выход на рынок. Это период внедрения нового продукта в хозяйственную деятельность покупателей. Продукт начинает приносить деньги продуценту через некоторое время после его внедрения на рынок. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, инфляции и от наличия и эффективности работы торговых точек.
Развитие рынка. Эта стадия тесно связана с ростом объёма продаж продукта на рынке. Продолжительность её показывает время, в течение которого новый продукт активно продаётся и рынок достигает определённого предела насыщения этим продуктом.
Стабилизация рынка. Эта стадия означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объём продаж уже достиг оптимальной величины и дальнейшего роста объёма продажи уже не будет.
Уменьшение рынка. Эта стадия, на которой происходит спад сбыта продукции. Объём продажи его начинает уменьшаться. Однако на этой стадии ещё существует спрос на данный продукт, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объёма продажи продукта.
Подъём рынка. Это логическое продолжение предыдущей стадии. Раз спрос на продукцию существует, то надо обменять этот спрос на предложение по продукту. Поэтому продуцент или продавец начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы и методы организации торговли (например, вводит бесплатную консультацию покупателя по месту его работы (жительства) при условии покупки продукта и др.), различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, выигрыши, скидки и т.п.), проводить дополнительные рекламные мероприятия, а также рекламные трюки и т.п.
Всё это позволяет увеличить объём продаж (не более 90-95% ранее достигнутого объёма) и продолжительность жизненного цикла товара на какой-то период времени.
Падение рынка. Это резкое снижение объёма продаж продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи из-за его ненужности покупателям.
Концепция жизненного цикла инновации имеет важное значение при планировании производства инновации и при организации инновационного процесса.
Основным вопросом управления с точки зрения теории жизненного цикла является вопрос о своевременной замене выпускаемой продукции или смене действующей технологии, то есть вопрос о сроках внедрения инновации.
Запаздывание с внедрением инновации приводит к технологическому разрыву - более низкой производительности используемых технологий и утрате конкурентного преимущества. Учитывая, что не все инновации доводятся до успешного экономического применения, условием поддержания конкурентного статуса любой фирмы является непрерывное освоение нововведений.