Виды классификации инноваций
Для успешного управления инновационной деятельностью следует тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменным конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счёт освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Её основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.
Примем за основу следующую классификацию инноваций:
. По причинам возникновения:
) реактивные - обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке;
) стратегические - это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкретных преимуществ в перспективе.
. По предмету и сфере приложения:
) продуктовые (новые продукты, услуги);
) процессные (технологии, организация производства и управленческие процессы).
Различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 - к продуктовым; в Японии - обратное соотношение.
. По масштабам распространения:
) мировые;
) национальные;
) отраслевые;
) локальные, связанные с предприятием или его отдельным подразделением.
. По сфере применения различают инновации:
) в производство;
) управление;
) рынок;
) потребление и пр.
. По видам инновации бывают:
) научными;
) техническими;
) технологическими;
) экологическими;
) экономическими (например, освоение нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования).
. По степени прогрессивности инновации можно разделить:
) на истинные, т.е. делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор);
) модифицирующие или несущественные, улучшающие что-то внутри существующих систем;
) обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку;
) комбинированные.
. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть:
) открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет);
) заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза);
) отменяющими (бумага вместо пергамента);
) возвратными (современные парусные суда, дирижабли);
) имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).
. По результативности инновации делятся:
) на завершенные и незавершенные;
) успешные и неуспешные.
Например, нововведение не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.
. По степени новизны инновации можно рассматривать как:
) абсолютные (нет аналогов);
) относительные (могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов).
Потребность в инновации возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, демографической, правовой ситуации и др.; к внутренним относятся неблагоприятные условия труда и рост производственных затрат.
Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьёзные проблемы. Они ведут к досрочному моральному устареванию элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния, требуют осуществления нововведений в смежных областях, что нарушает стабильность.