Основные этапы формирования ресурсного подхода к информации, свойства информации как ресурса организации
Информационная экономика - это новый тип экономики, использующий новейшие информационные технологии в формировании качественных как государственных информационных фондов, так и фондов предпринимательских структур, научных институтов, коммерческих предприятий, необходимых для формирования и поддержания качественного уровня осуществляемых видов деятельности и плановых мероприятий. Задача создания общедоступного массива информации в системе хозяйственной, научно-технической, образовательной деятельности в обществе сопряжена с созданием благоприятных условий для инновационного развития страны и регионов.
Статус российского рынка информационной продукции и услуг определяется ролью и положением на рынке российских производителей и корпоративных потребителей информационной продукции. Основными партнерами и пользователями информационных ресурсов сегодня являются крупные бизнес-структуры, банки, торговые организации, производители и потребители промышленной продукции, услуг, рабочей силы по регионам России.
Рынок информационных ресурсов становится ключевым сегментом российского рынка, объединяющего крупнейших потребителей и производителей информационных ресурсов. Структура информационного ресурса как готового продукта и сырья для дальнейшей переработки в условиях различных сегментов российского рынка включает информацию, знание, опыт менеджмента в современной организации на пути совершенствования тех видов деятельности, которые определяют стратегический путь развития экономической системы.
Таким образом, рынок информационной продукции через осуществление его функций в инновационном управлении бизнесом по регионам России определяется в направлениях:
· стимулирования, как предложения, так и спроса на информационные технологии и услуги;
· стимулирования рыночной конкуренции в среде отечественных производителей информационной продукции и услуг.
Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере на пути социально-экономического развития включают развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи; обеспечение потребностей внутреннего рынка информационной продукцией, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов в бизнес-практике, практике управления предприятиями. Сегодня ИТ-отрасль является индикатором успешного развития многих развитых стран. Информационная деятельность, связанная с разработкой многообразия информационных продуктов, технологий и оказанием информационных услуг, стала одним из элементов политической, социальной и экономической инфраструктуры современных обществ. Доля ИТ в ВНП США занимает сегодня 4,38%, в Великобритании - 3,31%, в странах ЕС -2,5%, в России - 0,6%. На исследование и разработку ИТ в общей сумме расходов на науку Россия тратит менее 1%, а в Японии приходится около 6% бюджета.
Важно отметить, что использование отечественных разработок в области информационных технологий в инновационном управлении, формирование отрасли информационных услуг отвечают интересам создания рациональной экономической структуры в российских масштабах, способной поддержать и обеспечить тенденцию к увеличению показателя удельного веса предприятий, занятых в создании национальной информационной индустрии страны. Создание национальной информационной индустрии, качественно определенной в международном масштабе, может привлечь финансовые, материально-технические и интеллектуальные ресурсы и является перспективным направлением в создании условий для повышения инновационной активности современных организаций.
Создание и оптимизация структуры информационной индустрии в России требует времени и финансовых затрат на налаживание и стимулирование постоянного инновационного процесса в управлении и решении самого разного уровня и сложности задач в сферах НИОКР и серийного производства, финансировании инновационных проектов, объединяющих российские предприятия в достижении перспектив развития. Опыт других стран, например Японии, в финансировании инновационных проектов большинства сфер промышленного производства и организации НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) показывает, что в части расходов на НИОКР примерно 65-75% непосредственно несут сами компании, а остальная часть приходится на университеты и научно-исследовательские центры. Успешно завершенный проект создает базу для успешного разрешения социально-экономических проблем участников.
Государственное участие в создании благоприятного инновационного климата может заключаться в прямом финансировании различных инициатив в рамках государственных программ или через систему специальных фондов, ориентированных на развитие инновационной инфраструктуры. Меры косвенного регулирования осуществляются на основе общегосударственных стандартов и их применения в специфике инновационного развития по регионам России. Ускорение и повышение эффективности внедрения новых технологий в практику инновационного управления можно проследить в динамике количества предприятий РФ, осуществляющих инновационную практику в области управления бизнесом предприятия. Данный вид деятельности оценивается общим объемом затрат на технологические инновации по сферам и видам деятельности. В этой связи интересна информация по факторам, препятствующим инновационной активности промышленных предприятий.