Характеристика руководящих кадров на отечественных предприятиях: состав, структура
Словарь С.И.Ожегова определяет кадры как «…состав работников той или иной отрасли деятельности, производства». Слово же «персонал» иностранного происхождения и в «Экономике предприятия» В.А.Кейлера, его часто заменяют синонимом - «кадры», реже - «трудовые ресурсы».
Сущность работы управленческих кадров в том, что подбор и расстановка кадров решают две взаимосвязанные задачи: одна из них - назначение на должность наиболее подходящих работников, другая - находить для каждого из них соответствующие его данным сферы трудовой деятельности. От подбора грамотных, подготовленных, дисциплинированных и целеустремленных работников в конечном итоге зависит имидж компании.
Понятия «состав» и «структура» (от лат. Struere - строю) используются для обозначения особенностей строения, внутренней организации того или иного объекта, процесса, явления [8]. В производственной деятельности по признаку участия кадры или персонал делят по составу на две группы: промышленно-производственные персонал (ППП) и непромышленный персонал.
Управленческие кадры относится к группе ППП и делится на следующие категории: руководители - работники, обеспечивающие руководство и контроль за деятельностью других работников, определяющие основные цели, задачи, миссию предприятия. Это руководители предприятия, структурных подразделений и их заместители (директора, начальники, управляющие); главные специалисты (главный инженер, главный бухгалтер, главный механик, главный технолог, главный экономист).
В зависимости от структуры управления руководители делятся на линейных и функциональных. Для большинства средних и крупных предприятий основным принципом формирования организационной структуры предприятия является функциональный, при которой группировка подразделений на предприятии происходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сферы их деятельности: производство, финансы, сбыт, маркетинг и др.
По звеньям управленческие кадры подразделяются на три звена:
руководители высшего звена;
руководители среднего звена;
руководители низшего звена.
Руководители высшего звена принимают жизненно важные для предприятия или фирмы решения. Их решения обычно стратегические, они определяют цели, к которым предприятие, организация или фирма должна стремиться. Если неверные решения руководителей среднего звена сказываются на некоторых аспектах деятельности предприятия, приводят к локальным нарушениям, то ошибка руководителя может привести к гибели предприятия. Руководителей данного уровня отличают две яркие черты: огромная ответственность и умение рисковать. Однако они владеют только общей информацией о деятельности своей организации, а частной информацией по конкретным подразделениям располагают руководители среднего звена.
Руководители среднего звена координируют работу руководителей низшего звена, нередко помогают высшему руководству в принятии решений: предлагают нововведения, в сборе значимой информации, экспертизе уже принятых решений. Они посредники между высшим и низшим руководством. Они придают решениям своего руководства форму, приемлемую для понимания низшего звена управления: назначают сроки, конкретные задания. Яркая черта данного персонала: высокие коммуникативные способности: приходится много общаться, чтобы лучше понимать обстановку на местах.
Руководитель низшего звена просто не имеет времени на обдумывание решений, у него должны быть высокие психологические способности, чтобы быстро переключаться с одной работы на другую. Он часто лидер, наставник своих подчиненных, а не просто руководитель, обучает молодых и новых сотрудников, контролирует в целом производственный процесс, качество и сроки выполнения производственных заданий.
1 2