Внедрение информационной системы как способ совершенствования бизнес-процессов ОАО «ИНТЭКО»
Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс был определен прорывом именно в качестве, позволившим развитым странам значительно увеличить свой экспорт. Одним из ключевых принципов СМК предприятий, построенных в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000, является процессный подход.
Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и особенно взаимодействие таких процессов составляют основу процессного подхода. В качестве процесса на промышленном предприятии может рассматриваться любая деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы. Эта деятельность направлена на достижение установленной цели.
Заключение
Внедрение процессного подхода на промышленном предприятии обусловлено рядом особенностей. Наиболее значимыми особенностями являются: большое количество процессов, сложность их выполнения и оценки результативности, большая численность персонала, объёмные нормативные и технические документы, широкая номенклатура закупаемого сырья и материалов, специфичность основного оборудования. Перечисленные особенности учитываются на всех этапах внедрения процессного подхода и во всех документах СМК промышленного предприятия.
Реализация мероприятий, направленных на модернизацию и совершенствование систем управления отечественных промышленных предприятий в соответствии с процессным подходом, требует комплексного пересмотра действующих на предприятии процессов.
Специфика промышленных предприятий предполагает наличие этапа, позволяющего постепенно перевести систему управления с иерархической на процессно-ориентированную. Цель такого этапа - постепенная модернизация системы управления предприятия в соответствии с требованиями процессного подхода и возможность соответствовать требованиям ИСО 9001:2000 на период модернизации системы управления.
Технология внедрения процессного подхода в систему управления промышленным предприятием базируется на использовании опыта передовых стран, выявлении достоинств и недостатков иерархического (функционального) и процессного подходов. При процессном управлении основное внимание менеджмента концентрируется на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечные результаты деятельности промышленного предприятия. Реализация процессного подхода предполагает использование различного инструментария: описание схемы потока процессов, модернизация процессов, описание их входов и выходов, оценка результативности.
В работе была рассмотрена компания ОАО «ИНТЭКО», которая выступила заказчиком строительства Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. В процессе реализации проекта особое внимание уделялось вопросам менеджмента.
На предприятии ОАО «ИНТЭКО» разработана процессная модель управления, которая представлена в работе. В данной модели предусмотрены четыре вида процессов: системные процессы, которые подразделены на: управление документацией, управление записями, управления несоответствиями, корректирующие и предупреждающие действия, внутренний аудит; процессы менеджмента, которые подразделены на: стратегическое планирование и совершенствование ИСМ; бизнес процессы, которые подразделены на: анализ требований потребителя, планирование производственной деятельности, технологическая подготовка производства, производство продукции и хранение, управление отгрузкой готовой продукции, анализ удовлетворённости потребителей; поддерживающие процессы, которые подразделены на: управление персоналом, управление информационными технологиями, экологический менеджмент, управление оборудованием; управление зданиями и сооружениями, управление строительством новых объектов, управление энергоресурсами, закупки, менеджмент безопасности обеспечение автотранспортом.