Организационная структура управления. Штаты
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подчиненности друг другу и высшему органу управления, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям [8 c. 37].
Все многообразие организационных структур управления можно разбить на две большие группы:
) бюрократические структуры;
) адаптивные (органические) структуры.
Бюрократические структуры характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала.
Для адаптивных организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности.
Организационная структура ООО «Глобал Импорт» является адаптивной (рисунок 2) так как такая структура наиболее характерна для небольших фирм.
Адаптивные организационные структуры, как правило, характеризуются следующими признаками:
) способностью сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к изменяющимся условиям;
Рисунок 2. Организационная структура ООО "Глобал Импорт"
) ориентацией на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексные программы, решение сложных проблем;
) созданием временных органов управления [8 с. 41].
Особенностями организационной структуры рассматриваемой фирмы являются:
) непосредственный контакт с директором сотрудников всех отделов фирмы;
) связь всех отделов с водительским составом;
) нет звена, выполняющего обязанности директора в случае его отсутствия;
) отдел по работе с клиентами работает в темном сотрудничестве с отделом логистики.
Анализируя достоинства и недостатки данной организационной структуры можно сказать, что непосредственный контакт с директором сотрудников всех отделов фирмы уменьшает вероятность принятия ошибочных решений, позволяя руководству непосредственно контролировать происходящее. Работа отдела логистики и ВЭД в тесном сотрудничестве с отделом по работе с клиентами позволяет быстро обрабатывать полученные заказы и осуществлять расчеты благодаря чему повышается эффективность работы с клиентами. Взаимодействие каждого из отделов сообразно со своими функциями с водительским составом увеличивает скорость обмена информацией, что повышает оперативность работы всей фирмы.
Что касается недостатков, то можно сказать, что отсутствие промежуточного звена между директором и отделами, может повлечь за собой некоторые негативные последствия. Например, в отсутствие директора, один из специалистов его замещает, из-за чего он не способен выполнять в полной мере свои непосредственные обязанности. То есть этот специалист, не выполняет полностью свои обязанности и обязанности директора, что негативно отражается на работе всей фирмы.
В данном случае, можно предложить внедрить штатную единицу «заместитель директора», к основным обязанностям которого относятся:
¾ непосредственно при отсутствии генерального директора или по его поручению проведение переговоров с заказчиками, подрядчиками, субподрячиками, потенциальными партнерами и другими организациями.
¾ осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью компании, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств;
¾ контроль соблюдения работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований противопожарной безопасности.
Подобное изменение организационной структуры даст ряд преимуществ:
¾ позволит директору переложить часть своих обязанностей на заместителя, а самому уделять больше времени развитию фирмы;
¾ повысится уровень контроля за финансово-хозяйственной деятельностью фирмы;
¾ в случае отсутствия директора, его заместитель сможет в полной мере выполнять его обязанности.
Кадровый состав компании представлен в таблице 7, из которой видно, что численность персонала в течение трех лет увеличивается.
Правилом для всего коллектива при работе является соблюдение трудовой дисциплины, своевременное выполнение заданий и доброжелательное отношение к каждому клиенту. За счет чего и создается имидж предприятия, благодаря которому у потребителей складывается мнение о компании как о профессиональной фирме, предлагающей качественное обслуживание.
1 2