Методы оценки эффективности управления предприятием
Раскрывая подходы к классификации методов анализа, отметим, что в экономике, как и в любой другой науке, методы анализа можно разделить на общенаучные и конкретно научные. По направлению анализа методы подразделяются [2 c. 70] на временной анализ, структурный, анализ относительных показателей, трендовый анализ, сравнительный анализ, факторный анализ. На сегодняшний день не выработана единая классификация методов оценки, поэтому рассмотрим существующие виды.
Одной из таких классификаций является деление методов на формализованные и неформализованные, которое встречается в работах Л.Е. Басовского, У.Ю. Блиновой, В.В. Ковалева, Э.А. Макарьяна и других авторов. В основе данной классификации лежат объективные и субъективные начала методов [6 c. 56]. Называются методы по-разному: математизированные; нематематизированные; логические; аналитические; объективные и субъективные; математические, эвристические (таблица 5).
Классификация представленная в таблице 1.5, является частным примером подобной группировки. Некоторые авторы, например, М.И. Баканов, М.В. Мельник и А.Д. Шеремет, в рамках данной классификации выделяют совершенно другие подгруппы [6 с. 58].
Приведенная в таблице 6 классификация, кардинально отличается от предыдущей, хотя в основе первоначального разделения лежит один и тот же признак.
Как известно, выбор конкретно научных методов зависит прежде всего от объекта исследования. Поскольку предметом экономического анализа является деятельность хозяйствующего субъекта, то методы анализа должны охватывать весь производственный процесс на предприятии.
В рамках данного подхода классифицируют методы по применению на разных стадиях производственного процесса (процесс бизнес-планирования, инвестиционный процесс, производственный процесс и т.д.). В зависимости от целей анализа выделяют методы, применяемые для оперативного анализа и стратегического анализа [6 с. 60].
Таблица 6. Укрупненная классификация методов оценки эффективности функционирования предприятия по соотношению объективных и субъективных начал
Группа методов |
Подгруппа |
Формализованные (математизированные, логические, объективные, математические) |
Методы сравнения |
Методы упорядочения | |
Экономико-математические методы | |
Неформализованные (нематематизированные, аналитические, субъективные, эвристические) |
Методы оценки (бескритериальные, критериальные) |
Оценочно-поисковые методы |
Таким образом, на сегодняшний день учеными-экономистами не выработано единой классификации методов оценки эффективности функционирования предприятия. В научных изданиях ведется дискуссия по данной проблеме. Это говорит о том, что даже наиболее детально проработанные классификации не выполняют поставленных перед ними задач - не помогают аналитикам определить наиболее подходящий для решения той или иной проблемы метод.
Характеристика ООО «Глобал Импорт»
Местоположение, сфера деятельности, организационно-правовая форма. Организационная структура управления. Штаты. Внешняя среда (поставщики, потребители, конкуренты)
1 2