Финансовые ресурсы
Кредиторская задолженность
возникает в процессе расчетов по двум основаниям [8 с. 49]:
¾ в сделках купли-продажи и подряда перед поставщиками и подрядчиками (товарный кредит), а также по векселям к плате и авансам полученным;
¾ в финансово-распределительных отношениях перед персоналом организации, бюджетом, внебюджетными фондами в случае нарушения сроков выплат начисленных к уплате доходов.
Кредиторская задолженность означает привлечение в хозяйственный оборот предприятия средств других предприятий, организаций или отдельных лиц.
Важным инструментом, позволяющим оценить реальное положение предприятия, а также его планов на перспективу, является финансовый анализ, включающий оценку финансовых документов. Для проведения анализа применяют такие аналитические инструменты, как вертикальный, горизонтальной, коэффициентный анализ, а также методы оценки вероятности наступления банкротства.
Основу оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятием составляет коэффициентный анализ. В таблице 4 приведены основные финансовые коэффициенты и раскрыто их значение.
Коэффициентный анализ можно рассматривать как своеобразное «финансовое сито», позволяющее отделить сильные стороны анализируемого предприятия от слабых, выявить ситуации, требующие дальнейшего исследования. Но финансовые коэффициенты не дают ответов, возникающих в ходе анализа, и не являются профилактическим средством.
Таблица 4. Основные финансовые коэффициенты
Наименование показателя |
Способ расчета |
Значение | |
1 Коэффициенты финансовой зависимости | |||
- коэффициент долгосрочной зависимости |
показывает, какая часть в источниках формирования внеоборотных активов на отчетную дату приходится на собственный капитал, а какая на долгосрочные заемные средства. | ||
- коэффициент общей зависимости |
показывают, насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств | ||
- коэффициент "долг-собственный капитал» |
| ||
- коэффициент покрытия процентов |
Характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит и демонстрирует: сколько раз в течение ответного периода компания заработала средств для выплаты процентов по займам | ||
2 Коэффициенты рентабельности (%) | |||
- рентабельность продаж |
показатели рентабельности предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия. | ||
- рентабельность активов |
| ||
- рентабельность собственного капитала |
| ||
3 Коэффициенты ликвидности | |||
- текущая ликвидность |
дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов пред-приятия приходится на один рубль текущих обязательств | ||
- срочная ликвидность |
исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы | ||
4 Коэффициенты показывающие качество управления активами | |||
- период инкассации (в днях) |
коэффициенты управления активами предназначены для оценки использования ресурсов предприятия | ||